Моцартовский 'Реквием' у Башмета был проникнут чувством высокой трагедии.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Москва как одна из самых музыкальных столиц мира, хотя в суточный телемарафон не попала, в стороне не осталась: день рождения Моцарта отметили и наши музыканты. Самым изобретательным оказался руководитель камерного оркестра Kremlin Миша Рахлевский: в его моцартовском проекте не прозвучало ни ноты, принадлежащей перу композитора-юбиляра. 27 января в 5-й студии радио «Культура» прозвучало двенадцать сочинений, вышедших в финал блиц-конкурса композиторов «Посвящение Моцарту», написавших сочинения длиной не более 250 секунд (по одной на каждый празднуемый год). Всего за месяц проведения конкурса Kremlin получил около двухсот анонимных партитур, которые прошли один отборочный (голосовали музыканты и дирижер) и финальный тур (голосовали члены жюри, среди которых были, например, композиторы Гия Канчели и Александр Чайковский или представители издательств и звукозаписывающих фирм Германии и Америки). В самом конце концерта были вскрыты конверты с именами победителей: Первый приз получил американский композитор Том Шнаубер за произведение In Memory of Henri Temianka.
Более традиционными были Владимир Спиваков и Юрий Башмет, исполнившие в концертах сочинения самого «юбиляра». Первый, по собственному признанию, отказался от зарубежных приглашений и решил, что день рождения Моцарта будет праздновать в Москве. Не дома за праздничным столом, разумеется, а за дирижерским пультом Национального филармонического оркестра России в Доме музыки. Второй от зарубежных предложений не отказался и вместе с Гидоном Кремером, Чечилией Бартоли, Мицуко Ушида, а также Венским филармоническим оркестром под управлением Риккардо Мути и другими мировыми звездами был удостоен чести принимать участие в праздничном гала-концерте в Зальцбурге. А сразу по возвращении выступил вместе с «Солистами Москвы» в Большом зале консерватории, тем самым предоставив возможность особо активным меломанам успеть и туда (в смысле на Спивакова – не в Зальцбург) и сюда (на Башмета), тем более что по случаю 250-летия Моцарта оба музыканта решили исполнить одно и то же произведение – Реквием (выбор, конечно, случаю мало соответствует, но что делать, когда эта лебединая песнь композитора считается одной из вершин и без того гениального творчества). В Доме музыки Реквием предстал в паре с Коронационной мессой, в Большом зале консерватории – вместе с Маленькой ночной серенадой, Девятым фортепианным концертом (солировала старательная Ксения Башмет) и музыкальной шуткой Шнитке «Moz-Art a’la Haydn». Две личности – два мира: справедливость выражения подтвердили две разные интерпретации Реквиема. Подвижные темпы, активный характер, скупая мужская слеза в знаменитой седьмой части – сочинение в руках Владимира Спивакова вполне соответствовало атмосфере торжественности и праздничности, посеянной в Доме музыки по случаю моцартовского юбилея. Реквием Юрия Башмета был проникнут чувством высокой трагедии, что более соответствует жанру заупокойной мессы. Но последнему не повезло с солистами (Ирина Васильева, Надежда Сердюк, Дмитрий Воропаев и Юрий Воробьев), не справившимися ни с голосом, ни с Моцартом, тогда как превосходный квартет – Хибла Герзмава, Мария Маркина, Дмитрий Корчак и Николай Диденко – украсил концерт в Доме музыки.