Даже маленькие путевые наброски Верещагина вызывают интерес публики.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
«Я устраиваю в своем собрании отдел акварелей и черных рисунков», – писал коллекционер Третьяков художнику Крамскому в январе 1887 года. Осенью того же года зал рисунков появился в галерее рядом с кабинетом Третьякова как самостоятельный раздел экспозиции. Но собирать графические работы Третьяков начал гораздо раньше – еще в конце 1850-х годов он одним из первых осознал значение рисунка не как подготовительного материала, а как самостоятельного и самоценного вида искусства. Начиналась коллекция с произведений современников Третьякова – одни он покупал сам, иногда целыми собраниями, другие дарили ему художники или их наследники. Так появились в коллекции работы Шишкина, Репина, Риццони, Айвазовского, Сурикова, Поленова, Ге, Крамского, Боголюбова, Ярошенко. Позднее Третьяков стал приобретать графику русских художников XVIII – первой половины XIX веков (Лосенко, Егорова, Бруни, Брюллова, Иванова, Федотова) и работы художников нового поколения: Левитана, Нестерова, Серова, Врубеля, Бенуа, Сомова, Бакста. «Не валяется ли у Вас чьих-нибудь (из наших художников) рисунков? Я был бы за всякий очень благодарен», – писал Третьяков Крамскому, и, вероятно, не только ему, занимаясь поиском интересующих его работ. Притом в собирательстве он не жалел ни времени, ни средств. «┘Я на Масленнице буду у Вас и заплачу, сколько прикажете», – писал он все тому же Крамскому – подход не коммерсанта, а коллекционера и настоящего ценителя. Когда в 1892 году Павел Михайлович передавал коллекцию в дар городу, ее графическая часть насчитывала 518 рисунков. До конца своей жизни он продолжал пополнять собрание галереи, и к 1898 году, когда его не стало, рисунков было уже более полутора тысяч.
В коллекции представлены самые разнообразные жанры и виды графики – от беглых набросков и эскизов до законченных композиций, выполненных в разных графических техниках. Здесь и натурные штудии Лосенко, и типажи Маковского и Перова, и авторские повторения в графике известных живописных произведений Иванова, Брюллова, Ге, Поленова. Много на выставке и известных графических шедевров, таких как «Прерванное свидание» Карла Брюллова, «Жених, выбирающий серьги для невесты» Александра Иванова, натюрморты и «обманки» Федора Толстого, сепии Павла Федотова.
Особый раздел экспозиции составляет портретная галерея художников, композиторов, ученых, писателей, актеров и просто современников. Акварельный портрет Тизенгаузена кисти Петра Соколова, портрет Менделеева, написанный Николаем Ярошенко, карандашный портрет Васнецова, исполненный Иваном Крамским, и еще многие другие были приобретены Третьяковым или написаны специально по его заказу с целью сохранить для потомков образы известных российских мастеров науки, культуры и искусства.
Один из разделов экспозиции представляет большие «картоны» и эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, исполненные Виктором Васнецовым и Михаилом Нестеровым. Эскизы росписей были подарены галерее самими художниками, еще 316 эскизов орнаментальных мотивов приобрел Третьяков. По мнению самого Третьякова и художественного критика Стасова, эти эскизы интереснее росписей, исполненных в соборе. Кроме того, некоторые изображения, к примеру, коленопреклоненные архангелы Михаил и Гавриил Васнецова, не были выполнены в соборе и сохранились только в эскизах.
На уникальных фотографиях залов, исполненных Фишером по заказу Третьякова незадолго до его смерти, видно, как экспонировались рисунки в то время – шпалерная развеска практически до потолка, а также незнакомые современному посетителю музеев круглые витрины-вертушки с двухсторонними рамами, которые можно поворачивать. Сейчас все иначе. Изменились и посетители галереи. Они совсем не похожи ни на задумчивого «Любителя живописи» в красном камзоле и пудреном парике по моде XVIII века с акварели Риццони, ни на посетителей времен самого Третьякова с набросков Гриценко. Неизменными остаются только сами экспонаты. За 150 лет, прошедших с момента создания галереи многие рисунки участвовали в персональных и тематических выставках, однако как единое целое коллекция графики Третьякова экспонируется впервые.