Свой вековой юбилей Игорь Моисеев встретил весело.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй по занятости церковными делами не смог принять приглашение Моисеева, но прислал теплое письмо. Патриарх отметил, что «Господь щедро одарил» виновника торжества «творческим и жизненным долголетием». Мэр Москвы Юрий Лужков выступил темпераментнее всех: он назвал Моисеева «гениальным маэстро» и человеком, «участвующим в глобальном потеплении сердец во всем мире». Министр культуры Александр Соколов в своей речи процитировал интервью с женой мэтра в «Независимой газете», а кроме того, поздравил юбиляра «с первой трехзначной цифрой в отсчете лет биографии».
Вопреки обычной практике Кремлевского дворца, начало торжественного вечера (в 18.00) задержали всего ничего. Ровно в шесть в зал группой вошли VIP-персоны: Лужков, его первый заместитель Людмила Швецова, скульптор Зураб Церетели, политики Любовь Слиcка и Сергей Миронов. В двадцать минут седьмого в ложе появился Моисеев – и началась овация. Слившись с народом в поздравительном экстазе, директор Большого театра Анатолий Иксанов в партере аплодировал так же громко, как скромный бухгалтер детсада со своего места где-то наверху. Юбиляр стоя приветствовал публику, а потом, когда дело дошло до танцев, скомандовал своим артистам: «Приготовились, начали!»
Перед началом в буфете дворца официанты предлагали бесплатное шампанское. У входа в зрительный зал просто так раздавали программку концерта и буклет. Публика валила валом. Две женщины вслух радовались, что им удалось купить билеты в кассе по 300 рублей (на балкон), тогда как спекулянты эти же места предлагали по 600. В фойе были развешаны фотографии моисеевского коллектива: Хозяин и его артисты. Моисеев веселый и грозный, усталый и приплясывающий. Улыбчивые парни, летящие в прыжках над сценой, – и смеющиеся девушки в национальных костюмах. Старушки, бывшие танцовщицы Моисеева, фотографировались на фоне самих себя в молодости.
В финале на сцену вышел Михаил Швыдкой и зачитал неслабый перечень орденов и медалей, полученных Моисеевым за жизнь. (В 2006 году к ним прибавился орден «За заслуги перед Отечеством» первой степени.) С потолка посыпались блестки. На сцену выкатили огромный торт и шампанское. Солисты оперы Большого театра, чокаясь бокалами, спели «Заздравную» Дунаевского. Потрясенный длиннющим наградным списком, народ в зрительном зале снова встал и устроил еще одну овацию. Моисеев пил шампанское у себя в ложе и кланялся публике. Кажется, собственный юбилей ему понравился. Но завтра мэтр все равно скажет своим артистам коронную фразу, спасающую их от самодовольства: «Вас так хорошо принимают, а вы так плохо танцуете!»