Федор Бондарчук: радость со слезами на глазах.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Поскольку большая часть московских и питерских критиков, скажем так, вошла в период сложных отношений с Рудинштейном да к тому же сосредоточилась на «Слоне», Рудинштейн призвал под свои знамена всех возможных пишущих о кино от Москвы до Владивостока. А туда авторское кино добирается плохо. Зато «9 роту», выпущенную в количестве почти 400 копий, видели все, а прослезились многие. Так что в данной ситуации успех дебюта Федора Бондарчука был предрешен.
При этом, помимо главного «Овна», картине Бондарчука достались награды за лучшую музыку к фильму, за операторскую работу и за лучшую женскую роль второго плана (Ирина Рахманова). Лучшим актером признали Евгения Миронова («Космос как предчувствие»), лучшей актрисой – Татьяну Васильеву («Попса»). Никита Михалков снискал признание как лучший актер второго плана за «Статского советника».
Остальные главные призы – за режиссуру и сценарий – ушли к Алексею Герману-младшему за «Гарпастум» и к Александру Миндадзе за «Космос как предчувствие» соответственно. И опять, уже в который раз, возникает вопрос: чем же лучше всех «лучший фильм года», если и сценарий у него не лучший, и режиссура отстала, и главные актеры по другим фильмам разбрелись? Получается, главное преимущество лучшего фильма – музыка и операторская работа? Тем более такая ситуация кажется странной, учитывая, что премия-то кинокритическая, то есть присуждается людьми, способными оценить работу как цельное художественное произведение, а не по частям.
Похоже, те, кто распределял награды, решили быть ближе к народу. А народ, как известно, рублем оценил «9 роту» достаточно высоко. Да и тема, конечно, выигрышная и привлекательная – война, благородство. Плюс неплохие спецэффекты. Интересно, что мнение судей-профессионалов совпало с мнением публики – проголосовавшие в интернете зрители безоговорочно приняли сторону Бондарчука. В этом-то как раз ничего удивительного – фильм из тех, что принято называть «народным». И вовсе никто не хочет сказать, что мнение кинокритиков обязательно должно идти вразрез с мнением публики. Но все-таки бывают случаи, когда зрители по всей стране аплодируют и проливают слезу, но тем не менее рассматривать фильм всерьез с художественной точки зрения нельзя. «9 рота» – как раз такой случай. Жаль.