Его три поездки во Францию и переписка с французскими славистами и русскими парижанами позволили вернуться в Россию (почти всегда безвозмездно) огромному количеству документов и произведений изобразительного искусства. В один только ЦГАЛИ он передал 18 000 документов, а в художественные музеи – Брюллова и Венецианова, портреты людей пушкинского окружения и многое другое. Он общался с выдающимся мастером балета Сержем Лифарем, собравшим «свою зарубежную пушкиниану», с Александром Бенуа, мечтавшим передать на родину архив объединения «Мир искусства», с Феликсом Юсуповым и вдовой барона Гиршмана, позировавшим Валентину Серову для знаменитых портретов, с правнуком Анны Олениной Владимиром Звегинцевым и многими другими, кто, уезжая из послереволюционной России, увез с собой письма, альбомы, картины, рисунки, которые сейчас стали, благодаря Зильберштейну, жемчужинами государственных коллекций.
Как ни банально это звучит, но в залах, где собраны находки Зильберштейна пушкинской эпохи, не просто вспоминаются люди и события, в них оживает история. История, связанная с жизнью и творчеством поэта. Он молод и влюбчив – и вот вам портрет Анны Алексеевны Олениной, дочери президента Академии художеств, копия с ныне утраченного оригинала Карла Брюллова, а вот и ее дневник. Пушкин был влюблен в Аннет, посвятил ей цикл лирических стихотворений и просил ее руки, но ему было отказано. Позже Аннет выйдет замуж за Федора Александровича Андро – и вот он сам, на рисунке сангиной, выполненном графом Дама. Поэт горяч – и вот вам «герой» одной из несостоявшихся дуэлей Пушкина – Семен Хлюстин на акварели Александра Брюллова. Поэт дружен с Василием Жуковским – и перед нами два его акварельных портрета, выполненных во время его пребывания в Швейцарии художником Гергардтом Рейтерном. Еще одним другом Пушкина и его «утаенной любовью» была Мария Николаевна Волконская, когда-то не ответившая взаимностью на чувства поэта. Ее акварельный портрет с годовалым сыном на руках кисти Петра Соколова, замечательный и по художественным достоинствам и по исторической значимости, был среди четырех уникальных портретов людей пушкинского окружения, найденных Зильберштейном в Париже и переданных в Музей Пушкина на Пречистенке. Именно этот портрет она взяла с собой, отправляясь к мужу-декабристу в Сибирь. Вот портрет Загряжской, родственницы жены поэта, чьими чертами наделена графиня в «Пиковой даме». А вот, на акварельном портрете кисти Соколова, «зловещая красавица» (по словам Зильберштейна) Идалия Полетика, внебрачная дочь графа Григория Строганова, ненавидевшая Пушкина и сыгравшая трагическую роль в преддуэльной истории, организовав у себя на квартире свидание Натальи Николаевны с Дантесом.
Были в работе Зильберштейна и редкие неудачи. Среди них три миниатюрных портрета – семейные реликвии Пушкиных-Гончаровых – прижизненный портрет поэта, приписываемый Тропинину, и портреты родителей его жены кисти художника Вуальтье. Эти замечательные по своему исполнению миниатюры Илья Зильберштейн видел в коллекции Лифаря, но так и не смог их получить, и сейчас они находятся в швейцарском частном собрании, а юбилей Зильберштейна стал поводом для их приезда в Москву.
Также на выставке можно увидеть работы Карла Брюллова и Николая Бестужева, альбом знаменитой балерины Марии Тальони и редкие книги из собрания РГБ, рисунки лучшего иллюстратора произведений Пушкина Александра Бенуа и эскизы занавеса и костюмов Мстислава Добужинского к «Ревизору». Эти последние были выполнены художником в 1933 году для неосуществленной берлинской постановки пьесы Гоголя, а сорок лет спустя Георгий Товстоногов использовал их в своем спектакле в ленинградском БДТ.