Любовь Криса (Джонатан Рис-Майерс) к обворожительной Ноле (Скарлетт Йоханссон) закончилась кровавым убийством. Кадр из фильма «Матч пойнт».
Фото Reuters
Впрочем, к теннису новый фильм Вуди Аллена отношения практически не имеет. Разве что главный герой, Крис (Джонатан Рис-Майерс), появляется вначале как инструктор по теннису. Юноша он амбициозный, и судьба тут же, на корте, делает подарок его амбициям. Крис знакомится с ровесником из богатой аристократической семьи Томом, быстро становится другом семьи и любовником сексапильной Нолы (Скарлетт Йоханссон), американки, невесты Тома. А заодно и женихом сестры Тома Хлои. Все идет как нельзя лучше: свадьба, головокружительный карьерный рост, собственный дом в бежевых тонах, устойчивое положение в обществе. Только вот Нола, отставленная невеста Тома, тайная и сумасшедшая страсть Криса, уезжает искать счастья среди людей попроще. Однако, вернувшись в Лондон и устроившись работать продавщицей, Нола первым делом натыкается на Криса, и любовь возгорается вновь. Все было бы чин-чинарем, но события начинают разворачиваться почти точь-в-точь, как в «Американской трагедии» Драйзера. Нола беременна, она хочет ребенка и развода Криса с женой. В этом ее желания с желаниями возлюбленного не совпадают. Но если драйзеровский Клайд Гриффитс в решении подобной проблемы заманивает бывшую пассию на пикник и оставляет ее с пробитым черепом на дне озера, то герой Вуди Аллена действует куда более кроваво. Пристрелив уже сильно мешающую ему своей любовью Нолу у нее же дома, он заодно выпускает заряд и в соседку, которая в случае чего могла бы вспомнить, что некий молодой человек частенько захаживал к американке.
Если кто-то подумал, что возмездие в виде умных сыщиков настигнет убийцу, значит, он не знает Вуди Аллена. Всю свою жизнь рефлектирующий интеллигент-невротик с Манхэттена смеется над миром. Смеется грустно и скептически, как подобает интеллигенту. Смеется над собой в этом мире, как подобает рефлектирующему невротику. И дай Аллен возможность сыщикам разоблачить убийцу, мы получили бы качественный, но скучновато-назидательный детектив. Что-то вроде упрощенного осовремененного «Преступления и наказания». Аллен, питающий слабость к русской литературе, когда-то замахнулся на «Войну и мир», сняв уморительную пародию на роман, а еще раньше объявил себя последователем и учеником Чехова. В «Матч пойнт» он не отказывает себе в удовольствии «замахнуться» и на Достоевского. Герой фильма то и дело открывает томик Достоевского, на обложке которого мы видим «Преступление и наказание». Однако, отсылая нас таким образом в очередной раз к русской литературе, Аллен скорее полемизирует с Достоевским, провозгласившим, что красота спасет мир. По мнению режиссера, вряд ли что-то способно спасти этот мир. Миром правит госпожа Фортуна, а она, как известно, особа капризная и нелогичная. Богоискательство, красота, высшая справедливость, духовные и душевные страдания – за этим, пожалуйста, к Достоевскому, к Толстому. Если Раскольников метался в поисках ответа на вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?» и ответ нашел в наказании за преступление, то герой «Матч пойнт» таким вопросом не задается. А если бы и задался, то ответ для него нашелся бы скорее, чем возник бы сам вопрос: имеет право. Главное – чтобы госпожа Фортуна была рядом, не бросила в трудную минуту. Она и не бросила, дав Крису возможность разрушить все, казалось бы, неопровержимые улики и вернуться в свой бежевый дом, в дружную аристократическую семью, опять окунуться в жирные сливки общества.
Многие считают, что «Матч пойнт» абсолютно не похож на все предыдущие фильмы Аллена, и поначалу даже пополз слух, будто снимал его вовсе не Аллен. Однако не похож он только на первый, поверхностный взгляд. Аллен действительно впервые снял картину не об Америке и не в Америке, в фильме нет привычных «маленьких человеков» с комплексом неполноценности и сексуальными проблемами, нет откровенного комедийного начала, да и нет, наконец, самого Вуди Аллена на экране. Зато картина наполнена тем фирменным циничным скепсисом, что режиссер почерпнул у своего любимого писателя. Просто если раньше Аллен смешно и скептически показывал маленького человека с большими проблемами в жестоком, холодном, застегнутом на все пуговицы мире, то теперь, в его новом фильме, остался только жестокий и холодный мир. А смешного маленького человека в нем нет, Аллен словно не захотел туда его пускать – не выживет. Выживут маленькие, но совсем не смешные и очень холодные. Кому-то для победы нужен один мячик, кому-то – пара пуль, кому-то вообще ничего не нужно – просто фортуна поцеловала. Только – об этом, собственно, и хочет сказать режиссер – поцелуй фортуны еще не залог счастья, он порой может быть опаснее поцелуя ядовитой змеи: жить будешь красиво и ровно, но тошнотворно тоскливо. Всегда.