0
1021
Газета Культура Интернет-версия

16.01.2006 00:00:00

Смертельный поцелуй фортуны

Тэги: ален, кино, матч пойнт


ален, кино, матч пойнт Любовь Криса (Джонатан Рис-Майерс) к обворожительной Ноле (Скарлетт Йоханссон) закончилась кровавым убийством. Кадр из фильма «Матч пойнт».
Фото Reuters

Впрочем, к теннису новый фильм Вуди Аллена отношения практически не имеет. Разве что главный герой, Крис (Джонатан Рис-Майерс), появляется вначале как инструктор по теннису. Юноша он амбициозный, и судьба тут же, на корте, делает подарок его амбициям. Крис знакомится с ровесником из богатой аристократической семьи Томом, быстро становится другом семьи и любовником сексапильной Нолы (Скарлетт Йоханссон), американки, невесты Тома. А заодно и женихом сестры Тома Хлои. Все идет как нельзя лучше: свадьба, головокружительный карьерный рост, собственный дом в бежевых тонах, устойчивое положение в обществе. Только вот Нола, отставленная невеста Тома, тайная и сумасшедшая страсть Криса, уезжает искать счастья среди людей попроще. Однако, вернувшись в Лондон и устроившись работать продавщицей, Нола первым делом натыкается на Криса, и любовь возгорается вновь. Все было бы чин-чинарем, но события начинают разворачиваться почти точь-в-точь, как в «Американской трагедии» Драйзера. Нола беременна, она хочет ребенка и развода Криса с женой. В этом ее желания с желаниями возлюбленного не совпадают. Но если драйзеровский Клайд Гриффитс в решении подобной проблемы заманивает бывшую пассию на пикник и оставляет ее с пробитым черепом на дне озера, то герой Вуди Аллена действует куда более кроваво. Пристрелив уже сильно мешающую ему своей любовью Нолу у нее же дома, он заодно выпускает заряд и в соседку, которая в случае чего могла бы вспомнить, что некий молодой человек частенько захаживал к американке.

Если кто-то подумал, что возмездие в виде умных сыщиков настигнет убийцу, значит, он не знает Вуди Аллена. Всю свою жизнь рефлектирующий интеллигент-невротик с Манхэттена смеется над миром. Смеется грустно и скептически, как подобает интеллигенту. Смеется над собой в этом мире, как подобает рефлектирующему невротику. И дай Аллен возможность сыщикам разоблачить убийцу, мы получили бы качественный, но скучновато-назидательный детектив. Что-то вроде упрощенного осовремененного «Преступления и наказания». Аллен, питающий слабость к русской литературе, когда-то замахнулся на «Войну и мир», сняв уморительную пародию на роман, а еще раньше объявил себя последователем и учеником Чехова. В «Матч пойнт» он не отказывает себе в удовольствии «замахнуться» и на Достоевского. Герой фильма то и дело открывает томик Достоевского, на обложке которого мы видим «Преступление и наказание». Однако, отсылая нас таким образом в очередной раз к русской литературе, Аллен скорее полемизирует с Достоевским, провозгласившим, что красота спасет мир. По мнению режиссера, вряд ли что-то способно спасти этот мир. Миром правит госпожа Фортуна, а она, как известно, особа капризная и нелогичная. Богоискательство, красота, высшая справедливость, духовные и душевные страдания – за этим, пожалуйста, к Достоевскому, к Толстому. Если Раскольников метался в поисках ответа на вопрос «Тварь я дрожащая или право имею?» и ответ нашел в наказании за преступление, то герой «Матч пойнт» таким вопросом не задается. А если бы и задался, то ответ для него нашелся бы скорее, чем возник бы сам вопрос: имеет право. Главное – чтобы госпожа Фортуна была рядом, не бросила в трудную минуту. Она и не бросила, дав Крису возможность разрушить все, казалось бы, неопровержимые улики и вернуться в свой бежевый дом, в дружную аристократическую семью, опять окунуться в жирные сливки общества.

Многие считают, что «Матч пойнт» абсолютно не похож на все предыдущие фильмы Аллена, и поначалу даже пополз слух, будто снимал его вовсе не Аллен. Однако не похож он только на первый, поверхностный взгляд. Аллен действительно впервые снял картину не об Америке и не в Америке, в фильме нет привычных «маленьких человеков» с комплексом неполноценности и сексуальными проблемами, нет откровенного комедийного начала, да и нет, наконец, самого Вуди Аллена на экране. Зато картина наполнена тем фирменным циничным скепсисом, что режиссер почерпнул у своего любимого писателя. Просто если раньше Аллен смешно и скептически показывал маленького человека с большими проблемами в жестоком, холодном, застегнутом на все пуговицы мире, то теперь, в его новом фильме, остался только жестокий и холодный мир. А смешного маленького человека в нем нет, Аллен словно не захотел туда его пускать – не выживет. Выживут маленькие, но совсем не смешные и очень холодные. Кому-то для победы нужен один мячик, кому-то – пара пуль, кому-то вообще ничего не нужно – просто фортуна поцеловала. Только – об этом, собственно, и хочет сказать режиссер – поцелуй фортуны еще не залог счастья, он порой может быть опаснее поцелуя ядовитой змеи: жить будешь красиво и ровно, но тошнотворно тоскливо. Всегда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
836
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2615
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1775
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1387

Другие новости