Юрий Темирканов организовал главное событие фестиваля 'Площадь Искусств'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В этом году основная тема фестиваля особенная для организаторов: столетие со дня рождения Дмитрия Шостаковича, имя которого носит Санкт-Петербургская филармония. Программу по этому поводу составили из произведений самого Шостаковича и его современников и назвали «Шостакович и его время». На открытии дирижировал сын великого композитора Максим Шостакович. Юбиляра представили на фестивале избирательно и объемно: три симфонии, оркестровые произведения, хоровая, камерная, оперная и балетная музыка. В сопутствующие выбрали произведения Прокофьева, Свиридова, Хачатуряна, Кабалевского, Шнитке. Исполнительский состав фестиваля был, как обычно, впечатляющим: Игнат Солженицын, Вадим Репин, Дмитрий Хворостовский, Барбара Хендрикс, Саяка Седзи, Владимир Спиваков и «Виртуозы Москвы», Струнный квартет имени Бородина, хор Капеллы под руководством Владислава Чернушенко.
Что касается балета, который в филармонии появляется в статусе возрождаемой традиции филармонических балетных концертов, то под Новый год на сцене Большого зала показали шуточное действо «Балда» в постановке Владимира Васильева. Он же стал главным героем постановки, выступив в роли чтеца. В этом качестве он даже оказался удачливым конкурентом собственно балетной части. Действо по принципу «три притопа, три припрыжки» в исполнении анонимных детской гимнастической самодеятельности и танцоров растормошил в финале сам же постановщик. Русские «притопы» – до сих пор фирменное блюдо у Васильева.
Вторую балетную программу показали в Театре имени Мусоргского. Похоже, театр, где появились первые театральные произведения Шостаковича, в фестивале участвует в качестве помещения, а не творческой единицы: здесь шел спектакль «Хореографических миниатюр». Бывшая труппа Леонида Якобсона весьма успешно эксплуатирует доставшееся наследство, а благодаря фестивалю зал был на удивление полон. Кроме якобсоновских «Свадебного кортежа» и «Клопа» обнародовали и новую работу выписанного из Швейцарии Феликса Дюмериля «Сейсмографы». Танцовщики в коричневато-серых блеклых трико и длинных серых пальто, может, и отражали цветовое восприятие эпохи Шостаковича, но, похоже, молодой хореограф больше занимается испытанием физической выносливости труппы, чем смысловым.
Еще один из организаторов фестиваля – Русский музей, более щедр на события. В Белом зале Мраморного дворца прошел один из концертов фестиваля. И там же открыли две выставки: «Коллаж в России» и выставка графики Валентина Серова. Правда, насколько они соответствуют теме фестиваля – вопрос открытый. Зато Юсуповский дворец, в котором проходит главное светское событие «Площади Искусств» – новогодний бал Юрия Темирканова, похоже, в организаторах не числится именно по территориальному принципу. А этот принцип, похоже, основополагающий. Поэтому будущей зимой фестиваля не будет: Большому залу филармонии предстоит реставрация, и «Площадь Искусств» решили не переносить в другое место, а подождать год.
Санкт-Петербург