В галерее XL дебют художника Игоря Зака, проводившего немалую часть своего времени в пространстве офиса. От скуки или повинуясь творческому порыву «юный подмастерье» взял в руки канцелярские принадлежности и смастерил из них маленьких человечков, предающихся разврату и различным порокам. Попутно в его поле зрения оказывались живые тараканы, которые безжалостно отправлялись на поддержку скульптур из железных скрепок. Кроме миниатюрных изваяний, на выставке есть пластмассовые одноразовые стаканчики и видео – на экране кружится искусственный цветок, к которому прикреплены или, по замыслу автора, повешены все те же «жертвы» офиса. То ли малый размер объектов мешает, то ли название каталога «Грязные суррогаты – Пикассо в офисе» смущает, но проект выглядит мелко. Нагоняет тоску и воспоминания о школе и двоечниках за соседними партами, которые еще и не такое в тетрадках рисовали. Окончательно сбросить новый проект со счетов современного искусства мешает многолетняя репутация галереи как первооткрывательницы имен талантливых художников.
Офисную тоску вполне можно развеять на выставке у Веры Погодиной, представившей проект группы «Россия». В объединении два поколения художников одной семьи – Иван Дмитриев, Людмила Блок и Егор Дмитриев. Несмотря на сложную живописную технологию: в пресс-релизе пространно описываются стадии по изготовлению каждого полотна, картины выглядят просто и искренне, как крепкое рукопожатие. Это либо портреты, либо пейзажи с одним «но». Герой одного из портретов держит в руках утконоса, как обычную домашнюю кошку, смотрятся они вполне органично, и в их «обычности» главная закавыка «психоделического реализма» – жанра, в котором работают участники группы. Цвета – будничные, много серого и мутно-зеленого, улицы на портретах чуть с желтизной, одеты все спокойно, без кружев и леопардовых лосин, только утконос, мирно посапывающий на руках, тревожит, моментально перестраивая зрительную оптику, да так, что самая обычная зеленая елка, стоящая в центре галереи, начинает казаться как минимум инопланетным кораблем.
Под занавес заморский гость – Евгений Фикс с проектом «Songs of Russia». Резкий скачок в прошлое, в то время, когда США, будучи союзником СССР во Второй мировой войне, заказывают киностудии в Голливуде производство просоветских фильмов для идеологической пропаганды. В американском кино данная эпоха отмечена улыбкой Кларка Гэйбла и томным взглядом из-под ресниц Кэтрин Хепберн. Эти взгляды и улыбки – общее место для американских фильмов вне зависимости от темы и жанра. Ретро-атмосфера в окружении белых локонов и напомаженных волос стала благодатной почвой для художника Фикса. Он аккуратно перерисовывает черно-белые кадры, превращая их в застывшие картинки. Герои тех мало кем виденных фильмов (которые специально демонстрируются в соседнем зале) с искренним удивлением читают газету «Правда» или рапортуют о положении дел на фронте, одетые в советскую военную форму. Такой проект в заснеженной Москве – как глоток шампанского под куранты. И вся история «вокруг» мало что начинает означать в сравнении с «опиумным» очарованием старого кинематографа.
Совместной выставкой английских художников Мауро Боначина и Виллема Вайсманна «Триумфаторы» галерея «Риджина» закрыла прошлый год. Название относится не к экспозиции, а к самим авторам – они наиболее талантливые и перспективные на современной мировой арт-сцене. Но в одном пространстве два победителя уживаются с трудом. Вайсманна интересует предметный мир, он увлечен его материальностью, на картинах нет живого места от обилия красочных, мелких деталей и подробностей, будь то сюжет про войну или про мастерскую художников. Тогда как у Боначина все, напротив, очень лаконично и поблескивает. Он рисует на алюминии и покрывает работы лаком. Под отражающей свет поверхностью – интерьеры: диваны, цветы в горшках и пятна крови на ковре, кровавое море за окном. И маленький, одинокий кораблик, плывущий по красным волнам, как маленькая скрепка на будущее, которое еще возможно, несмотря на окружающий хаос.