Главный музыкальный скандал получился музыкальным де-юре, а де-факто – политическим: некоторые отростки на вертикали власти были возмущены полуголыми бабами в Большом театре: о музыке оперы Десятникова «Дети Розенталя» не было сказано ни слова, зато сюжет и постановка были высечены за непристойность.
Еще один достойный факт из жизни Большого заслуживает титула «Стройка года»: начало грандиозной реконструкции старого здания.
Мероприятия, претендующие стать Событием года (если ориентироваться на музыкальную жизнь Москвы), связаны с именем Валерия Гергиева: Пасхальный фестиваль (выстроенная программа при неизменно высоком уровне исполнения), гастроли Мариинского театра в Большом (в особенности постановочная и музыкальная части тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга») и концерт Оркестра мира (событие само по себе – за десять лет существования оркестр «созывался» несколько раз). Среди Юбиляров года отметим Майю Плисецкую (80 лет) за несгибаемый творческий дух, Большой симфонический оркестр им. Чайковского (75 лет) за верность традициям и Российский национальный оркестр (15 лет) за музыкальность.
Начинанием года (правда, с пометкой «сомнительное») можно назвать Первый международный конкурс пианистов им. Святослава Рихтера. Бой за 25 тысяч у.е. развернулся нешуточный, в итоге большая (с ударением на первый слог) часть финалистов (и почти все лауреаты) оказались учениками членов жюри. Тревога года – за Конкурс им. Чайковского: гордость отечественного музыкального мира постепенно превращается в аппендикс – сроки проведения отодвинуты на год, условия не объявлены, так что под занавес года 2005-го факт достойного проведения состязания под вопросом. Открытием года очень хотелось бы назвать имя молодого музыканта, способного стать легендой XXI века. К большому сожалению, такового на нашей эстраде пока не наблюдается. За отсутствием восходящей звезды обратимся к вещам не менее важным, а именно к возможности услышать звезд действующих. Московская государственная филармония приглашает в Москву исполнителей мирового класса (из последних – певицы Су Ми Йо и Дебора Войт) и включает их концерты в состав абонементов. Учитывая вполне разумную ценовую политику филармонии (самый дорогой абонемент стоит около трех тысяч рублей), возможность попасть на выступление прекрасных музыкантов появляется даже у работников бюджетной сферы. Итак, титул Открытие года (вкупе с надеждой на то, что приятные начинания на этом не закончатся) получает Московская филармония – за продвижение настоящего искусства в массы. А вот звание Закрытия года присудим с прискорбием Владимиру Спивакову – за жадность. Сто тысяч рублей за билет – при всем уважении к маэстро – это уже слишком. И последнее: безнадежно щелкая телевизионным пультом субботним вечером, автор этих строк наткнулся на фильм-оперу «Тоска», который демонстрировался в прайм-тайм по телеканалу «Россия». На культурный Прорыв года этот факт не тянет в силу своей единичности, но тенденция хорошая.