Георгий Тараторкин теперь вступил в борьбу с гардеробным рефлексом.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Первые награды фестиваля уже объявлены. С формулировкой «За поддержку театрального искусства России» лауреатами стали Сбербанк России (несколько анекдотично это выглядит потому, что Сбербанк – постоянный спонсор «Маски») и президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Премией «За честь и достоинство» награждены народная артистка СССР Людмила Макарова, актриса Большого драматического театра имени Товстоногова (Санкт-Петербург), и Наталья Терентьева, актриса Ярославского театра драмы имени Волкова. По результатам опроса критиков премию «За лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2005 году» получил проект Дойчес театр Берлин (Германия) – спектакль «Эмилия Галотти». У многих критиков этот выбор вызвал если не протест, то, во всяком случае, недоумение: «Эмилия Галотти», конечно, была неплоха, но едва ли не главной заслугой спектакля стало то, что он был, пожалуй, последним из показанных в Москве спектаклей из-за рубежа. В год Чеховского фестиваля, право, было из чего выбирать: «Эраритжаритжака» Хайнера Гёббельса, «Лунные воды» из Тайваня, «Пьеса без слов» Мэтью Боурна, наконец, уже в рамках Итальянского сезона в России, – последний спектакль Стрелера «Так поступают все», который вообще остался незамеченным! И более серьезные, и более качественные работы, и то, что им предпочли «Галотти», – как-то нехорошо говорит о нашем критическом сообществе.
В честь 60-летия Бориса Эйфмана «Золотая маска» покажет в столице не только номинированный на премию балет юбиляра «Анна Каренина», но и его прошлогоднюю постановку, спектакль «Мусагет». Продолжая проект «Легендарные спектакли XX века», в Москву привезут «Бесы» Малого драматического театра – Театра Европы. Этой постановке Льва Додина исполнилось 15 лет. Параллельно с основной афишей «Маски» пройдет программа «The Russian Case», на которую традиционно приглашаются иностранные продюсеры и директора заграничных театральных фестивалей. В рамках специальной программы фестиваля состоится двухдневная выставка «PRO театр-2006». Для участия в ней приглашены все театры России. Они получат возможность презентации своих проектов расширения профессиональных контактов с потенциальными партнерами – гостями фестиваля, театральными деятелями из Америки и Европы.
Как показатель объема проделанной работы, на пресс-конференции была оглашена статистика экспертных советов: по драме экспертами отсмотрено 279 спектаклей и проведено 135 командировок, по музыкальному театру – соответственно 111 и 142. В результате российская провинция вниманием не обижена. В конкурсе драматических спектаклей примут участие театры Москвы, Петербурга, Омска и Кызыла, кукольные пьесы покажут коллективы из Петербурга, Абакана и Улан-Удэ, в жанре оперетты и мюзикла на «Маске», кроме Москвы, развернутся Новосибирск и Екатеринбург, а в балетных и в оперных номинациях задействованы не только Большой и Мариинский театры, но и Красноярск, Челябинск, Уфа и Пермь. (Кстати, скандально известная опера «Дети Розенталя» тоже вошла в число номинантов.)
Журналисты, как всегда, атаковали организаторов «Маски» вопросами. Кто-то не мог понять, почему спектакль – речь шла о постановке Андрея Могучего «Между собакой и волком» – помещен в номинацию «Новация», а не в список лучших проектов сезона (как будто считаться новатором театра менее престижно). Кому-то не понравилось, что спектакль кукольного театра «Тень» в номинацию попал, а Николай Цискаридзе, сыгравший в кукольном балет «Полифем» главную человеческую роль, остался за бортом. Видимо, экспертов смутил тот факт, что на сцене видны были только ступни артиста, а номинация «лучшие ноги» в «Золотой маске» не предусмотрена. В этом году впервые в состав жюри российского театрального смотра вошли две представительницы Белоруссии – артистка оперетты и директор фестиваля современной хореографии в Витебске. Некоторые журналисты не согласились с таким раскладом: им показалось странным не то, что наш фестиваль судят иностранцы, а то, что в огромной стране России не нашли собственных специалистов.
Одна из коллег по перу выразила недоумение, почему в списке номинации «лучшая работа режиссера» отсутствует постановщик оперы «Мадам Баттерфляй» Роберт Уилсон. Как можно было обойтись без всемирно известного имени? Подобные вопросы возникают каждый год. А между тем ситуация простая. Согласно положению «Золотой маски», это фестиваль российских премьер прошлого театрального сезона. Если (как в случае оперы Уилсона, а также балетов Джона Ноймайера и Уильяма Форсайта) речь идет не об оригинальной постановке, специально сделанной для российского театра, а о переносе на российские подмостки давнего спектакля, то сей факт – безусловная премьера для театра, в котором поставлен спектакль. Но для автора это не премьера. У него премьера прошла за границей энное количество лет назад.
Главное в грядущей, двенадцатой по счету, «Маске» – чтобы сбылась мечта президента фестиваля Георгия Тараторкина. Он пожелал, чтобы на «масочных» спектаклях у людей отшибло «гардеробный рефлекс»: если после финала публика не бежит сломя голову за пальто и шапками, а остается в зале и аплодирует, значит, спектакль не оставил зрителей равнодушными.