0
932
Газета Культура Интернет-версия

22.12.2005 00:00:00

За отмену гардеробного рефлекса

Тэги: золотая маска, театр, фестиваль, премия


золотая маска, театр, фестиваль, премия Георгий Тараторкин теперь вступил в борьбу с гардеробным рефлексом.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Первые награды фестиваля уже объявлены. С формулировкой «За поддержку театрального искусства России» лауреатами стали Сбербанк России (несколько анекдотично это выглядит потому, что Сбербанк – постоянный спонсор «Маски») и президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Премией «За честь и достоинство» награждены народная артистка СССР Людмила Макарова, актриса Большого драматического театра имени Товстоногова (Санкт-Петербург), и Наталья Терентьева, актриса Ярославского театра драмы имени Волкова. По результатам опроса критиков премию «За лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2005 году» получил проект Дойчес театр Берлин (Германия) – спектакль «Эмилия Галотти». У многих критиков этот выбор вызвал если не протест, то, во всяком случае, недоумение: «Эмилия Галотти», конечно, была неплоха, но едва ли не главной заслугой спектакля стало то, что он был, пожалуй, последним из показанных в Москве спектаклей из-за рубежа. В год Чеховского фестиваля, право, было из чего выбирать: «Эраритжаритжака» Хайнера Гёббельса, «Лунные воды» из Тайваня, «Пьеса без слов» Мэтью Боурна, наконец, уже в рамках Итальянского сезона в России, – последний спектакль Стрелера «Так поступают все», который вообще остался незамеченным! И более серьезные, и более качественные работы, и то, что им предпочли «Галотти», – как-то нехорошо говорит о нашем критическом сообществе.

В честь 60-летия Бориса Эйфмана «Золотая маска» покажет в столице не только номинированный на премию балет юбиляра «Анна Каренина», но и его прошлогоднюю постановку, спектакль «Мусагет». Продолжая проект «Легендарные спектакли XX века», в Москву привезут «Бесы» Малого драматического театра – Театра Европы. Этой постановке Льва Додина исполнилось 15 лет. Параллельно с основной афишей «Маски» пройдет программа «The Russian Case», на которую традиционно приглашаются иностранные продюсеры и директора заграничных театральных фестивалей. В рамках специальной программы фестиваля состоится двухдневная выставка «PRO театр-2006». Для участия в ней приглашены все театры России. Они получат возможность презентации своих проектов расширения профессиональных контактов с потенциальными партнерами – гостями фестиваля, театральными деятелями из Америки и Европы.

Как показатель объема проделанной работы, на пресс-конференции была оглашена статистика экспертных советов: по драме экспертами отсмотрено 279 спектаклей и проведено 135 командировок, по музыкальному театру – соответственно 111 и 142. В результате российская провинция вниманием не обижена. В конкурсе драматических спектаклей примут участие театры Москвы, Петербурга, Омска и Кызыла, кукольные пьесы покажут коллективы из Петербурга, Абакана и Улан-Удэ, в жанре оперетты и мюзикла на «Маске», кроме Москвы, развернутся Новосибирск и Екатеринбург, а в балетных и в оперных номинациях задействованы не только Большой и Мариинский театры, но и Красноярск, Челябинск, Уфа и Пермь. (Кстати, скандально известная опера «Дети Розенталя» тоже вошла в число номинантов.)

Журналисты, как всегда, атаковали организаторов «Маски» вопросами. Кто-то не мог понять, почему спектакль – речь шла о постановке Андрея Могучего «Между собакой и волком» – помещен в номинацию «Новация», а не в список лучших проектов сезона (как будто считаться новатором театра менее престижно). Кому-то не понравилось, что спектакль кукольного театра «Тень» в номинацию попал, а Николай Цискаридзе, сыгравший в кукольном балет «Полифем» главную человеческую роль, остался за бортом. Видимо, экспертов смутил тот факт, что на сцене видны были только ступни артиста, а номинация «лучшие ноги» в «Золотой маске» не предусмотрена. В этом году впервые в состав жюри российского театрального смотра вошли две представительницы Белоруссии – артистка оперетты и директор фестиваля современной хореографии в Витебске. Некоторые журналисты не согласились с таким раскладом: им показалось странным не то, что наш фестиваль судят иностранцы, а то, что в огромной стране России не нашли собственных специалистов.

Одна из коллег по перу выразила недоумение, почему в списке номинации «лучшая работа режиссера» отсутствует постановщик оперы «Мадам Баттерфляй» Роберт Уилсон. Как можно было обойтись без всемирно известного имени? Подобные вопросы возникают каждый год. А между тем ситуация простая. Согласно положению «Золотой маски», это фестиваль российских премьер прошлого театрального сезона. Если (как в случае оперы Уилсона, а также балетов Джона Ноймайера и Уильяма Форсайта) речь идет не об оригинальной постановке, специально сделанной для российского театра, а о переносе на российские подмостки давнего спектакля, то сей факт – безусловная премьера для театра, в котором поставлен спектакль. Но для автора это не премьера. У него премьера прошла за границей энное количество лет назад.

Главное в грядущей, двенадцатой по счету, «Маске» – чтобы сбылась мечта президента фестиваля Георгия Тараторкина. Он пожелал, чтобы на «масочных» спектаклях у людей отшибло «гардеробный рефлекс»: если после финала публика не бежит сломя голову за пальто и шапками, а остается в зале и аплодирует, значит, спектакль не оставил зрителей равнодушными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
725
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2464
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1655
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1276

Другие новости