Выставка организована по инициативе и при поддержке известного аукционного дома Кристи, с которым дружны владельцы коллекции. Для Кристи выставка «Золотые дети» – первый проект такого рода в России, для москвичей же это первая возможность познакомиться с работами из этой коллекции, признанной на родине собирателей – в Испании частью национального культурного наследия.
Заказать портрет любимого чада художнику, пусть даже не самому известному – удовольствие дорогостоящее, позволить себе такую роскошь могли только правящие династии и аристократия. А потому среди детей, изображенных на портретах, много тех, кто через несколько лет, взойдя на престол, будет вершить судьбы народов. Это юный Людовик XIII и его будущая супруга Анна Австрийская, король-солнце Людовик XIV и его правнук Людовик XV, последний король испанской ветви Габсбургов Карл II и мать первого английского короля из дома Ганноверов Георга I София Богемская. Портреты представителей царских и просто знатных фамилий, как правило, заказывались придворным живописцам или известным художникам. Среди тех, чьи работы можно увидеть на выставке, – Оттавио Леони, римский мастер карандашного портрета, современник Караваджо; любимец Людовика XV знаменитый мастер эпохи рококо Жан-Батист Удри и другие.
Жизнь принцев и принцесс прошедших веков часто представляется красивой сказкой – бархат и парча, дворцы, слуги, придворные, моментальное исполнение всех желаний. Но, как известно, роскошные дворцы, предназначенные для демонстрации богатства и могущества правителей, были совершенно не приспособлены для жизни – холодные, плохо отапливаемые комнаты и никакой гигиены. Корсеты и кринолины стесняли движения, металлические доспехи были весьма тяжелы. А в отношениях главную роль играл этикет. Принцы и принцессы, дофины и мадам – в первую очередь наследники престола и члены королевской фамилии, а уже потом дети. Такими они и изображены на представленных портретах. Живописная энциклопедия интерьера, моды и роскоши. Подобные изображения занимали соответствующее место в фамильной галерее, а иногда отправлялись заграничному королевскому двору в надежде на благоприятный брачный союз. По характеру изображения это не портреты детей, это портреты «маленьких взрослых», важных, серьезных и значительных, в силу своего происхождения обязанных играть определенную роль. Они почти не улыбаются, по их лицу не определить их возраст, а если учесть, что мальчики до 6–7 лет носили женское платье, то и пол легко перепутать. Не стоит забывать и о том, что на подобных портретах лицо и руки часто писались за несколько сеансов позирования беспокойной маленькой модели, а костюм и весь антураж дописывались отдельно, отсюда та скованность, которая часто заметна на портретах.
Вот портрет Каролины Матильды Уэльской, написанный Виллемом Верелстом в середине XVIII века. Плащ с горностаевым подбоем, на котором сидит девочка, говорит о принадлежности к высшему классу общества, подлокотники в виде львиных голов и герб на кресле свидетельствуют о знатности рода. Глубокий вырез серебристого платья с длинным шлейфом, отделанного тончайшими кружевами, рукава по локоть и узкая линия талии соответствуют английской моде середины XVIII века. Каролине всего два года, так что вся эта роскошь скорее забава для взрослых, чем для нее самой.
А вот «Портрет дофина Франции, впоследствии короля Людовика XV, в возрасте пяти лет» кисти неизвестного художника круга Жана Батиста Ван Лоо. Портрет написан в год смерти Людовика XIV, вместе с которым ушла и целая эпоха – блестящая эпоха – в истории Франции. Голубая бархатная мантия, расшитая золотыми лилиями и отделанная горностаевым мехом, застегнута фибулой с большим рубином. Длинные волнистые волосы и гордая осанка, навряд ли свойственная пятилетнему ребенку, написаны в духе портретов ушедшей эпохи барокко. Опекуны маленького наследника стремились воспитать его достойным величия славного прадеда. По свидетельству историков, это им не удалось, но зато придворный живописец изобразил все «как надо».
По портретам, привезенным на выставку в Москву, нельзя судить о характере живописи обозначенных веков. Они представляют не только один жанр, но и всего одну, довольно узкую линию в этом жанре. Парадный портрет, при всех существующих условностях жанра и заданных рамках, под кистью великих живописцев становился зеркалом внутреннего мира, отражением характера и души модели, а не только социального положения. Портреты Ван Дейка и Веласкеса, Рембрандта и Халса, в том числе их детские портреты, наполнены и жизнью, и движением, и внутренним содержанием. Портреты «золотых детей», написанные со всей тщательностью и пристальным вниманием к деталям, дают представление о том, как выглядели, как были одеты и во что играли королевские и аристократические дети в Европе на протяжении четырех столетий. Не более того. Вероятно, поэтому они и заняли свое место в историческом музее, а не в музее изящных искусств.