В течение последних трех лет программы фестиваля показываются дважды – до и после Нового года. Дублирование дает возможность не только увеличить число зрителей, но и разнести их по возрастам: школьники могут посмотреть фильмы во время каникул, а дети помладше – воспользоваться доканикулярными просмотрами в кинотеатре «Ролан» и мультиплексе «Пять Звезд» на улице Бахрушина.
Впрочем, зрители фестиваля – не только дети. Несмотря на название, этот международный киносмотр рассчитан на самую широкую аудиторию. «У нас благотворительный фестиваль, – говорит президент Фонда Армен Медведев, – но благотворительность распространяется на зрителей, а не на производителей фильмов. Некоторые кинематографисты думают, что по ведомству «детское» можно провести любой продукт. Некоторые присылают «дачные зарисовки» или какое-нибудь «домашнее видео» из Мытищ, сделанное не больше и не меньше, как под патронатом Патриарха».
Картины для фестиваля присылают со всего мира и отбирают в условиях жесткой конкуренции. В этом году в конкурсе участвуют двенадцать картин из Норвегии, Дании, Великобритании, Германии, Испании, Израиля, Швеции и Китая. Всего одна лента – «Маленькие беглецы» (Белоруссия) – представляет Содружество Независимых Государств. А за Россию и вовсе выступают мультфильмы – пять миниатюрных сказочных сюжетов из анимационного сборника «Гора самоцветов», уже получившего немало наград. Не секрет, что на фоне кинематографически безупречного зарубежного кино российские фильмы, проходящие по ведомству «детского», смотрятся крайне убого и действительно кажутся сделанными по какому-то «остаточному» принципу. Анимация – «параллельный» жанр и оригинальный на общем фоне способ высказывания – в этих условиях представляется наиболее деликатным и продуктивным выходом из положения.
Не участвуют российские картины и в «Панораме» (14 наиболее заметных фильмов, сделанных в последние годы). Зато в программе «Наши дети» три фильма из четырех сняты в России или при ее участии. Это документальная лента «Граждане Беслана» Вадима Цаликова и Темины Туаевой и игровые фильмы – «Куктау» («Небесная гора», Россия–Татарстан) Илдара Ягафарова и «Итальянец» Андрея Кравчука, снятые в традиции телевизионного кино среднего качества и представляющие собой невразумительные художественные попытки отработать государственные деньги, поддержав очередной государственный проект. Пафос обеих лент в том, что сиротам и калекам правильнее мучиться и умирать на родине, чем лечиться и жить за границей. При всей аляповатой, притянутой за уши патриотичности фильмы все же не лишены смысла: к примеру, показывают, что дети любят взрослых сильнее, чем они того заслуживают, и часто в тяжелых ситуациях ведут себя более рассудительно и достойно, чем те, кто произвел их на свет.
По традиции, оценивать программу фестиваля будет детское жюри. Оно выскажет свое мнение 8 января. Но, видимо, взрослые не совсем доверяют их выбору, ибо предпочитают вручать собственные призы несколькими днями раньше и, таким образом, не могут не оказывать естественного влияния на последующие решения. В этом году международное жюри (председатель – польский драматург Ержи Марман Шенборн) огласит свой вердикт 27 декабря.