Для начала, впрочем, следует «размежеваться»: если ярмарка «Арт-Москва» отвечает за сектор актуального искусства на этом рынке, а Салон изящных искусств – за искусство антикварное, то «Арт-Манеж» пытается удержаться на грани искусства, в меру проверенного временем, в меру консервативного, качественного и – очень желательно – покупаемого.
Постоянный участник выставки, директор галереи «Манеж» Ирина Милашкевич считает, что «лучшие на «Арт-Манеже» стремятся выставить искусство 30–50-х и 70–80-х годов, искусство почти антикварное становится здесь преобладающим». Сама она сделала две экспозиции: в одной – импрессионистическая живопись Бирштейна и Ватолиной, рисунки Анатолия Зверева; в другой – работы сотрудничающих с галереей художников на заданную тему, тема же в данном случае – русалка как олицетворение рыночного, демократичного, народного искусства.
Успешными на «Арт-Манеже» становятся те, кто учитывает рыночность предлагаемых обстоятельств. Медиазвездой ярмарки стала Марина Звягинцева с проектом «Точка замерзания»: ее монотипии в красном и синем цвете были затянуты синтепоном, живописно раздираемом на открытии руками художницы. У входа в Манеж зрителей встречали люди на ходулях с опознавательным знаком-названием проекта на серебряных одеждах. Подобные рекламные по сути акции: упаковка и живой промоушен позволяют галерее сохранять бодрость духа и оптимизм при взгляде на отечественный арт-рынок.
На «Арт-Манеже» учатся ходить вдоль рядов демократичной живописи представители российского третьего класса. Цифры продаж на «Арт-Манеже» косвенно определяют его дееспособность и вообще факт его существования. Но день людного открытия, когда в рядах «Арт-Манежа» можно было увидеть даже такое неожиданное на этом торжище коммерческого вообще-то искусства лицо Эдуарда Лимонова, разительно отличался от рабочих дней ярмарки.
Достаточно трудно в месте, куда входной билет стоит 100 рублей, галеристу встретиться с серьезным коллекционером, – считает директор «Галереи братьев Люмьер» Наталья Григорьева, разочарованная результатами ярмарки. Среди работ, выставленных на ее стенде, – вошедший во все антологии высокой фотографии «Корсет» Хорста и работы Уильяма Кляйна. Ни одна из них не была куплена. На взгляд Григорьевой, вкус на подобные, в хорошем смысле буржуазные вещи в России совершенно не сформирован.
Финансовые итоги ярмарки будут подведены только через неделю, так что сегодня трудно сказать, в каких цифрах выражается состояние арт-рынка, к тому же сотрясаемого в последние недели громкими скандалами. По словам работников оргкомитета, два последних года, даже несмотря на то, что в 2004-м «Арт-Манеж» проходил на неродном поле ЦСКА, общая цифра продаж составила около 700 тыс. долларов. В этом году, по предположениям организаторов, результат будет примерно таким же.
Но многое в организации «Арт-Манежа» изменилось. Так как разрешение на проведение ярмарки было дано устроителям только в октябре, то времени на творческие идеи и их реализацию почти не было. Если в предыдущие годы галеристам давалась какая-то общая тема, а отбором работ руководил приглашенный со стороны куратор и многие помнят многочисленные проекты музейной значимости (вроде памятной выставки «Манеж: 40 лет нонконформистского искусства»), то в этом году решили ограничиться экспертным советом, совпадающим с оргкомитетом «Арт-Манежа». И доверились вкусу проверенных многогодичным сотрудничеством галеристов.
Впрочем, сетовать на уровень «Арт-Манежа», равно как и на отсутствие дееспособного среднего класса, становится частью традиции наших художественных ярмарок.