– Иван, скажите, по-вашему, спектакль в итоге вышел готовым?
═
– Как всегда, хотелось бы еще немножко порепетировать. Хотя в этот раз это ощущение больше, чем обычно. Все-таки огромная работа, огромный роман, огромная опера. Очень много маленьких персонажей, которые должны срастись. У меня предпремьерное волнение всегда очень сильное. А что до критики, то, как показывает опыт, очень многие мнения уже сформировались заранее, еще до премьеры. Тем не менее в первый раз я был спокоен, потому что для меня было главным закончить мою часть работы. У меня были обязательства перед театром, перед людьми. И я рад, что довел все до конца.
═
– Такое батальное полотно, наверное, легче было бы делать на основной сцене театра. Есть ли какой-то фокус, с помощью которого удалось этот широкомасштабный роман уместить на небольшой новой сцене театра? Какой был ключ?
═
– Я пытался как-то все стилизовать, чтобы окопов, ограждений, редутов, лопат, земли, взрывов не было. Все-таки это – условный театр. К сожалению, чтобы это работало так, как я обычно стараюсь, выверено все до последнего сантиметра, для такой огромной работы было маловато времени.
═
– Естественно, не могу не спросить: в связи с некоторой сложностью нынешней премьеры удалось ли сохранить нормальные отношения с Центром оперного пения Галины Вишневской?
═
– Надеюсь, что да. Конечно, мне бы хотелось, чтобы и она, и Мстислав Леопольдович пришли на спектакль. Тем более что Мстислав Леопольдович слишком много вложил в эту работу, заложил уже туда много: и в певцов, и в оркестр. А Галина Павловна дала нам несколько исполнителей партий из числа своих лучших учеников, которые будут во всех премьерных спектаклях. Я очень надеюсь, что так и будет. Певцам ведь тоже сложно сейчас, потому что повышенный интерес прессы ко всему этому может их остановить. У меня сохранились очень хорошие отношения и с Ростроповичем, и с Галиной Павловной. А что касается продолжения моей работы в Центре оперного пения Галины Вишневской – это не под вопросом.