Некоторые предметы на «Арт-Манеже» плохо поддаются описанию.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Жизнь «Арт-Манежа» тесно связана с жизнью самого здания. Начиная с шестидесятых годов и известного столкновения Никиты Хрущева с художниками выставляться в Манеже стало своеобразным «делом чести». В девяностые ситуация изменилась кардинально, одной, хоть и большой площадки стало не хватать, кураторы хотели покорять новые пространства, и в Центральном доме художника появилась «Арт-Москва». За несколько лет установилось равновесие. На одной стороне, поближе к Кремлю, собирались галереи, предлагающие максимум экспериментов, но в рамках холста и красок, а на Крымском Валу сталкивались идеи, концепции, боролись и в прямом и переносном смысле художники. С коммерческой точки зрения оба места набирали обороты, практически не уступая друг другу.
Пожар Центрального выставочного зала внес окончательные корректировки в расстановку сил: галереи, которые еще по старой памяти участвовали в «Арт-Манеже», без лишнего шума переместились на Крымский Вал, а все, кто предпочитает живопись в различных эстетических ее проявлениях, без радикализма и политической экзальтации сгруппировались в новом, по-европейски сверкающем Манеже. Более шестидесяти галерей, большая география от Москвы до США, как обычно, работы нонконформистов – художников шестидесятых годов, есть картины начала века и немного антиквариата.
Если судить строго, по экспозиции ярмарка стала ближе к вернисажу в Измайлово, стенды пестрят сочными натюрмортами, пейзажами, кое-где попадаются обнаженные натуры и предметы из области декоративно-прикладного искусства, трудно поддающиеся описанию. В этом году практически нет специальных проектов, которые всегда вносят разнообразие в галерейные объединения. Окончательно вынести приговор с подзаголовком «Измайлово-2» не позволяют редкие, но замечательные исключения, такие как наличие живописи Рустама Хамдамова или Володи Мигачева. Но не все в пределах прекрасного, не обошлось и без легкого трэша в духе Ильи Глазунова. Центральный ряд замыкает полотно Андрея Будаева, стилизованное под иконостас. Сюжеты из жития политической элиты, на все благосклонно взирает президент Владимир Путин, а по ниспадающей связанный в мученической позе Ходорковский и так далее. Рядом предлагается календарь с более подробно прописанными сценами, где уже больше простора для фарса и пародии. Политика была всегда скользким льдом для современных художников, но Будаеву почти удалось ни разу не упасть и не брякнуть откровенную пошлость.
Прогулка по ярмарке может стать вполне приятным культпоходом с необязательным просмотром выставки американского фотографа Андреаса Серрано, который всерьез увлекается физиогномикой. Одни портреты самых разных людей, иногда с указанием профессий, среди которых шоферы и охранники. Русские оказались среди американцев благодаря незабываемой поездке фотографа в Москву, где он и повстречал на улицах своих будущих натурщиков.
При всем многообразии однообразия радует сам по себе факт продолжения истории одного из самых крупных форумов на российском арт-рынке. Наличие хорошей выставочной площади, конкурентоспособных галерей стимулирует художественный процесс, подогревая надежду на будущий расцвет и взлет русского искусства.