За более чем сто лет, прошедшие после его смерти, и почти 150 лет существования Третьяковской галереи это всего третья персональная выставка художника. Первая состоялась в Третьяковской галерее в 1947 году, вторая – в Русском музее в 1963 году, вот практически и все, если не считать расширенной экспозиции в галерее к 150-летию художника. На выставке, открывшейся на днях в Третьяковской галерее, представлена живопись и графика из целого ряда российских музеев, а также из частных собраний, в том числе работы, выявленные в последнее десятилетие и незнакомые широкому зрителю.
Творческий путь Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897) охватывает почти всю вторую половину XIX столетия. На выставке в Третьяковке можно проследить все этапы этого пути от послеучилищных 1850-х, через расцвет 70-х – начала 80-х годов, когда в числе прочих шедевров была написана и знаменитая картина «Грачи прилетели», до поздних 1890-х, проведенных в одиночестве, нищете и болезнях.
Константин Коровин описывал его как человека «огромного, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, с мягким печальным взглядом карих глаз». Саврасов родился в Москве в купеческой семье, закончил Московское училище живописи и ваяния, в котором позже сам на протяжении 25 лет возглавлял пейзажный класс, получил звание академика, а кроме того чин надворного советника, ордена Св. Анны и Св. Станислава 3-й степени. Будучи в составе комитета Московского общества любителей художеств, участвовал в его выставках и конкурсах, неоднократно получая первые премии. Саврасов был также членом-учредителем, членом правления, а одно время и кассиром Товарищества передвижных художественных выставок, на которых также выставлял свои работы. Совместно с Василием Пукиревым издал альбом «Курс рисования», где выступил как автор пейзажного раздела. Картины Саврасова приобретал для своей коллекции высоко ценивший его творчество Павел Михайлович Третьяков.
На протяжении всей своей творческой жизни Алексей Саврасов был верен одному жанру – пейзажу, ради которого путешествовал по городам и весям. «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» – работа, за которую Саврасов получил звание академика, – результат нескольких месяцев жизни под Петербургом по приглашению президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны. Степные просторы – следствие поездок в южные губернии. Сияющие снежные вершины швейцарских Альп на фоне голубого неба, горные озера и лесные водопады, созвучные европейской живописи, написаны под впечатлением от заграничных поездок. Но главной его любовью неизменно оставались пейзажи средней полосы, написанные в окрестностях Москвы и на Волге – в Ярославле и Нижнем Новгороде, под Костромой и Казанью. Именно там в период творческого расцвета были созданы шедевры лирического пейзажа или «пейзажа настроения», одним из основоположников которого стал Саврасов, – «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», «Рыбаки на Волге», «Домик в провинции», «У ворот монастыря», «Проселок», «Рожь». В селе Молвитино Костромской губернии написаны и первые этюды картины «Грачи прилетели», которую вместе с работой «Дорога в лесу» Саврасов выставил в 1871 году на первой Передвижной художественной выставке. Картину заметили, и с тех пор она стала визитной карточкой художника.
В очерке по поводу смерти Алексея Саврасова его любимый ученик Исаак Левитан писал, что в своих пейзажах он как никто другой сумел выразить «в самом простом и обыкновенном интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу». Кому-то могут быть милей яркие краски солнечных южных пейзажей, кто-то может не любить нашу природу-погоду, но нельзя не признать, что Саврасов часто находил, улавливал и передавал на холсте именно те места и те моменты, в которые невозможно эту природу не полюбить – спокойная гладь воды, мягкий солнечный свет, рыбаки у костра на берегу, тихая лунная ночь и сияющий снег, и огонек в деревенской избушке, или бескрайнее поле золотистой ржи и за ним вдалеке монастырь и деревня.
Очеловеченное изображение природы, передача ее настроения, поэтичность и музыкальность его пейзажей, их точный рисунок и тонкие цветовые нюансы принесли ему заслуженную известность, своим творчеством он перекинул мостик от романтизма первой половины XIX века к художественным исканиям его конца. Из его мастерской вышли такие художники, как Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров, многие другие испытали на себе его влияние.