Саша Гусев, архитектор по образованию, в уютных интерьерах богатой квартиры в стиле модерн, с ее лепниной, высокими двустворчатыми дверями и старинным дубовым паркетом показал свои фотографии про... тени. Про прекрасный, полный волшебства иллюзорный мир теней. Про то, что они могут быть водопадами, пятнами, кружевом. Про их изменчивость и зыбкость. И про их – тем не менее – удивительную графическую выразительность. Словом, про то, что, как уже очень давно заметил драматург Евгений Шварц, тень должна знать свое место. Например, на белой глинобитной стене слева – тонкое деревце и ажурный скользящий поток теней от его листьев.
ПОРОЛОН (он же Сергей Шеховцев) решил, что даже в тоске серых холодных ноябрьских московских будней должны быть просветы, и пригласил всех в иллюзорное пространство благоухающего райского сада. И для этого впервые за четыре года активной выставочной деятельности изменил себе и вместо излюбленной темы «жизнь мегаполиса» придумал свой Город Солнца – поселок-оранжерею из стекла и металла под названием «Цветаево», куда и поселил своих поролоновых, естественно, героев. А там эти необыкновенные существа выращивают немыслимой красоты гигантские цветы, а затем, как пчелы, их опыляют.
А классик отечественного концептуализма Дмитрий Александрович Пригов и его соавтор, молодой и очень эксцентричный художник Викентий Нилин, пытаются погрузить зрителей в иллюзорный мир московского абсурда. Для чего играют и с феноменом фотографии, и с набором ситуаций, декораций и реквизита. В результате Дмитрий Александрович в костюме Наполеона и невероятной величины треуголке фотографируется, как классический гость столицы, на фоне известных московских памятников – Горькому, Пушкину, Гоголю, Маяковскому, Марксу. Вернее, на фоне пьедесталов, так как сами фигуры не попали в кадр и видны только надписи с великими именами. Собственно, той же иллюзии посвящены и видеооперы «Новая Аэлита, или Трагическая история революции на Марсе», чудесная «Последняя тайна Термена», «Путешествие синьора Д. и синьора В.», «Россия», «Сизиф», «Книга» Дмитрия Александровича Пригова и Ираиды Юсуповой при участии Александра Долгина, которые демонстрируются в рамках этой выставки.