0
1605
Газета Культура Интернет-версия

24.11.2005 00:00:00

Фанни Ардан не погорела

Тэги: спиваков, фестиваль, ардан


спиваков, фестиваль, ардан Жанна д’Арк (Фанни Ардан) готова взойти на костер.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Руководил всем режиссер Кирилл Серебренников. Так что концертное исполнение местами превратилось в спектакль. Несмотря на свободные места, по окончании аплодировали так, как будто зал был переполнен. Воспользовавшись случаем, московская публика выдала всю свою любовь к Ардан.

Оратория Онеггера была написана на текст Поля Клоделя, известного французского дипломата и истового католического мыслителя. Это – философский диалог Жанны и Святого Доминика. Жанна привязана к столбу и в ожидании казни просит объяснить ей, что произошло и почему ее осудили. В ответ Доминик показывает ей два сатирических эпизода: суд, который ведет Свинья (фамилия судьи, приговорившего Жанну, была Кошон, то есть Свинья), – и «Игру в карты», где под гавоты и полонезы Короли разыгрывают ее судьбу. Потом недавние события уходят вдаль, а прошлые, напротив, обретают явность: Жанна вспоминает детство, праздники и коронацию в Реймсе. В конце – жертвенный костер и хвала освобожденной Франции.

Серебренников и его постоянный соавтор, художник Николай Симонов, конечно, не стали все это разыгрывать прямолинейно (да, в общем, и такой возможности не было, поскольку сцена была занята оркестром и хором). Из всех возможных выбрали жанр мультимедийного проекта. Для исполнителей «освободили» узкие коридоры авансцены и специально выстроили помост, разделивший сцену пополам резким перпендикуляром. За «мультимедийность» отвечал затянутый белым задник, на котором ярко-красные штрихи «затирались» черными, нечто вроде компьютерного скринсейвера из рисованных линий.

Фанни Ардан была в изящном сером платье, Доминик – в современном костюме. Почти единственным предметом, появившимся на сцене, были вербные ветки, означавшие весенний праздник, а по его окончании превратившиеся в вязанку хвороста для костра, пламя которого вспыхнуло на экране. Пока на сцене бушевали страсти, хор мальчиков обрывал белые шарики с вербных веток. Это был хороший контрапункт.

Аккомпанемент оркестра был на редкость деликатным и колоритным, много хорошего можно сказать о певцах. Музыкально этот вечер был бы удачным, если бы не одно обстоятельство. По уже сложившейся в этом зале традиции все солисты пели в микрофоны, иного акустика, увы, не позволяет. И как же это портило дело! Живой хор, живой оркестр и «механические», хотя часто красивые по тембру голоса никак не сливались в ансамбль. Так что его приходилось воображать, вычитая децибелы у одних и добавляя другим.

Впрочем, главной в этот вечер была, безусловно, Фанни Ардан. Наверное, с этой ролью успешно справилась бы и любая хорошая русская актриса (нечего и начинать перечислять, список был бы обширным). Но приглашение Ардан, стоившее, вероятно, немалых денег, конечно, перевело обычный концерт в ранг общественно-культурного события. Оперы или оратории на концертных сценах у нас время от времени появляются (один из недавних примеров – «Эдип» Стравинского, сыгранный год назад в Концертном зале Чайковского; но там все были «наши», и судить о событии пришли лишь искушенные знатоки).

Привыкшая к сложным ролям, за свою жизнь Ардан сыграла не одну сильную духом героиню (например, Марию Каллас у Дзеффирелли). И совершенно естественно, что в ее исполнении Жанна была и экспрессивной, и трагической. Но в результате из символичной фигуры, ведущей отрешенные философские беседы, Жанна превратилась в живую, современную, очень страстную женщину, борющуюся за свои права, за суверенитет своей свободы. Она кричит и протестует, сокрушительно атакуя вопросами святого Доминика. Он же, видя перед собой великолепную Фанни Ардан в гневе, понятное дело, теряется. В результате вместо беседы на духовные темы складывается интеллектуальный поединок, при этом богатырской внешности Доминик (Дмитрий Назаров) выглядит как будто виноватым, а грациозная Жанна вулканически сильна и лишена сомнений.

Ардан веришь во всем, кроме, пожалуй, одной фразы: «Я – бедная пастушка», – говорит она. Вот уж нет! Бедные пастушки выглядят иначе.

Оратория Онеггера открывается прологом, первое и главное слово в котором – тenebres (мрак); она заканчивается жертвенным костром, пылающим «из сердца Франции». То есть мы имеем дело со своеобразным движением «от мрака к свету». Но попробуйте радоваться этому свету, если вы до того в течение полутора часов наблюдали очаровательную, живую Жанну, а тут видите, как ее триумфально жгут; и те же люди, которые только что бросали в огонь хворост, восхваляют ее бессмертный подвиг. Это возможно, только если в финале удается выйти к какому-то иному, совсем нереальному измерению, – чего, к сожалению, не произошло. Короче говоря, мистерия Онеггера и Клоделя прозвучала как вполне понятная сегодняшняя драма, она обрела плоть и кровь и внешнюю эффектность, но (несмотря на присутствие на сцене сразу нескольких святых женского пола) утратила мистическую окраску.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1266
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
807
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
565
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
802

Другие новости