0
1171
Газета Культура Интернет-версия

22.11.2005 00:00:00

К сожаленью, день рожденья только раз в году

Тэги: плисецкая, юбилей, балет


плисецкая, юбилей, балет В своем фирменном номере 'Аве Майя' Плисецкая показала, как по-прежнему хороши ее танцующие руки.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Правда, аншлаг в этих стенах всегда выходит боком для публики, а на этот раз проход в Кремль напоминал похороны Сталина. В искусственно созданной толпе перед металлоискателями зрители чуть не подавили друг друга. То есть все было, как обычно перед спектаклями в Кремлевском дворце, только на этот раз – еще противней: радостные люди шли на праздник, а получили унижение.

Но сам вечер, начавшийся с опозданием почти на час, был настолько хорош, что об испорченном настроении скоро позабыли. Собственно, недостаток был только один, и звали его Хоакин Кортес. Знаменитый исполнитель фламенко вышел на сцену в финале первого действия, зажег зал, но очень сильно увлекся собой. Его фирменные притопы все длились и длились, так что юбилейный вечер грозил плавно перейти в сольник Кортеса. Положение спасла Плисецкая. Она вышла на сцену, немного потанцевала с зарвавшимся испанцем и получила от него подарок – тут же снятую с ноги туфлю (явный намек на будущий экспонат театрального музея, так сказать, пуанты Улановой в мужском варианте).

Замысел концерта по мотивам балета «Дон Кихот» был согласован с Плисецкой и получил ее горячее одобрение. По первоначальному замыслу играть человека из Ламанчи должен был Владимир Зельдин. Но ему не смогли найти подходящего Санчо Пансу: предлагали эту роль Олегу Табакову и Александру Калягину, но не сложилось. Так что Зельдин сидел в партере, а идальго и оруженосца играли, как обычно, артисты Большого.

Режиссеры Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков нашли немало остроумных и по-балетному точных ходов. Испанский колорит был выдержан от начала до конца. Но постановщики умудрились так вклинить в пространство классического балета «инородные тела» из других видов танца, что они (тела) мгновенно перестали быть инородными и стали органичными. Началось с того, что на площадь Барселоны выкатились танцоры брейка (предисловие Плисецкой: «Вот так мог бы выглядеть «Дон Кихот» сегодняшнего дня»). Надо сказать, что виртуозный танец на головах впечатляет не меньше, чем на пуантах. Публика хохотала, когда на месте цыган в сцене «На мельнице» узрела танцевальную группу Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, а вместо нежных девушек-дриад в балетных пачках из видения Дон Кихота – одетых в желтое и бритых наголо шаолиньских монахов. Они с упоением лупили друг друга палками по спине, животу и головам. Телу – ничего, а палки разлетались на кусочки. И, что самое удивительное, монахи не только показали чудеса акробатики из восточных единоборств, но делали свои трюки под музыку именно этого, «дриадного», эпизода спектакля. По кассете с записью «Дон Кихота», что ли, репетировали у себя в монастыре? А когда хор ветеранок Большого театра в одежде театральных капельдинерш ритмизованным шагом вынес корзины с цветами и, сохраняя стройность рядов, строго под музыку, устроил настоящее дефиле – зал просто выпал в осадок.

По ходу действия в «Дон Кихоте» появились три Китри и столько же Базилей из разных театров и разных стран, даже Тореадора извлекли на концерт из Берлинского балета. Мария Александрова (Большой театр) вихрем вылетела на сцену первой. Барселонскую площадь и публику в зале покоряли Алина Кожокару вместе с Йоханом Кобборгом (оба – Королевский балет Великобритании): этот Базиль блестяще разыграл знаменитую мизансцену, когда он должен схватить ногу партнерши во время танца, а получается это только с третьего раза. Кубинка Вьенсэ Вальдес с партнером Жоэлем Карреньо мужественно танцевала Китри с травмой ноги. Адажио из знаменитого «свадебного» па-де-де героев (в паре с премьером ГАБТа Андреем Уваровым) представила прима-балерина Большого Светлана Захарова, изумившая публику торжественной, под стать юбилейному поводу, красотой поз и бесконечной устойчивостью на одной ноге.

В трехчасовом действе Вакханка сменялась Царь-девицей, на ее место приходили Зарема с Лауренсией. Это солистки Большого театра специально выучили вариации из разных балетов репертуара Плисецкой. Николай Цискаридзе, весь в белом, сплясал вариацию из «Баядерки». Гастролеры из Петербурга и Европы помогли отладить концепцию вечера – в рамках комедийной классики дать ретроспективу амплуа, ролей и любимых хореографов Плисецкой, а главное – подтвердить два ее принципа в искусстве: современность и разнообразие. Диана Вишнева показала отрывок из балета Мориса Бежара – с ним Плисецкая много работала; звезда Парижской оперы Аньес Летестю демонстрировала профессиональные умения, прежде всего истинно французские безупречные стопы; а Полина Семионова из Балета Берлина показала, что не зря Плисецкая всегда упоминает ее имя, когда отвечает на вопрос: «Кто вам сегодня нравится в мировом балете?»

Ясно было, что Плисецкая что-то станцует на собственном юбилее. Но что она станет бисировать свой номер «Аве Майя», мало кто ожидал. Эффект бил наповал. Пока балерина показывала, как по-прежнему хороши ее танцующие руки с веерами, слышно было, как в зале кто-то звонил по мобильнику, чтобы сообщить знакомым: «Дураки вы, что не пришли! Плисецкая – великая женщина, меня слезой прошибло!»

На гала Плисецкой приехали ее бывшие партнеры по сцене и зарубежные друзья – глава балета Парижской оперы Брижит Лефевр, звезда того же театра Патрик Дюпон, знаменитый хореограф Пьер Лакотт, пришли известные люди: министры, политики, иностранные послы, телеведущие, артисты. Они наперебой восхищались неувядаемостью виновницы торжества и необычным юбилеем. Но самый лучший отзыв был подслушан автором этих строк у девушки, выходящей из зала после концерта. Она сказала: «Я так рада за Плисецкую, как будто это был мой день рождения».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
714
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2446
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1640
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1266

Другие новости