Какого уровня был этот коллектив в период его создания ≈ судить не будем, но ныне этот оркестр совершенно не оправдывает не только свое название, но и статус государственного коллектива. Свидетельством тому стал первый абонементный концерт, который дал оркестр в Большом зале консерватории. Играли, как полагается, Вивальди, правда, не самые известные из его сочинений. Причины низкого качества исполнения понятны, потому как ежели оркестрантки и могут, то просто не имеют права играть лучше своей предводительницы, примы и солистки, которая еще в пору создания оркестра пережила пенсионный возраст. Совершенно непростительным и абсурдным выглядит факт использования синтезатора вместо клавесина и органа. Понятно, что пианистка не владеет элементарными приемами игры на этих инструментах, но есть же традиция использовать в барочной музыке фортепиано! В общем, самое подходящее место для всего происходящего было бы на банкете, чем «Вивальди-оркестр», кажется, не брезгует. Автору этих строк совершенно непонятна позиция руководителей Московской филармонии, которая не просто держит в числе своих коллективов «Вивальди-оркестр», но еще и выделяет ему святая святых – Большой зал консерватории. Понятно, что «Вивальди-оркестру» не представляет никакого труда заполнить Большой зал и обеспечить стопроцентную продаваемость билетов. Но ведь Московская филармония носит звание государственной и, по сути, является первой концертной организацией страны, демонстрирующей великое русское исполнительское искусство всему миру. Как представишь, что в том числе и «Вивальди-оркестр» несет эту почетную миссию, – мороз по коже. Понятно, что разогнать этих тёть руководство филармонии не может. В нашей стране, например, все школы и педагоги один раз в несколько лет подтверждают свою квалификацию. Неужели нельзя ввести нечто подобное аттестации для солистов филармонии? Ведь страдает публика, которую нещадно обманывают, выдавая использование синтезатора в произведениях Вивальди за интересное тембровое решение. Настоящее имя этому злу – непрофессионализм, которым с умным видом и ослепительной улыбкой потчуют слушателя.
Вообще чем дальше, тем чаще исполнители и устроители концертов или дурят публику, или держат ее за, пардон, идиотов. Прошлой осенью в Москву дважды приезжал всемирно известный «Кронос-квартет». Его концерт в консерватории еще раз подтвердил славу ансамбля как одного из лучших интерпретаторов современной музыки (в программу вошли квартеты Альфреда Шнитке). Месяцем ранее тот же «Кронос» выступал в Московском дворце молодежи. Целью организаторов концерта было привлечение внимания широкой аудитории, чьи интересы не ограничиваются академической музыкой и музыкой вообще. Бьюсь об заклад, что последние ничего не поняли, зато профессионалы ушли абсолютно разочарованными. Причина в выборе откровенно слабых, хотя и доступных по музыкальному языку произведений, которые у «неформальной» молодежи не вызвали никаких ощущений, а у «формальной» – обиду и даже злость на то, что зря потрачено время. И еще один пример неуважения к публике: недавнее выступление пианиста Александра Мельникова, прошедшее в рамках цикла «Новые звезды XXI века». «Новая звезда» поимела наглость не повторить выученные еще в школьные годы четыре баллады Шопена, а во втором отделении играть сонаты Скрябина по нотам. Знатоки, конечно, заметят, что и Рихтер играл только по нотам, но давайте не будем путать позицию гения и разгильдяйство. Раньше подобные выходки, если и позволяли себе не очень честные перед собой и искусством исполнители, но где-нибудь за триста верст от Москвы (на восток, разумеется). Что-то с трудом верится, что Мельников на Западе позволяет себе играть по нотам: да ни один продюсер с ним после этого за стол переговоров не сядет. Значит, московская публика (которая, заметим, во всех поколениях помнит выступления корифеев фортепианного искусства от Рихтера и Гилельса до молодого Жени Кисина) ≈ дура и не заметит, что ей в лицо плюнули?