0
1044
Газета Культура Интернет-версия

21.11.2005 00:00:00

Кармен сыграла в карты

Тэги: ратманский, игра в карты, балет, плисецкая


ратманский, игра в карты, балет, плисецкая Исполнителям главных ролей в 'Кармен-сюите' можно только посочувствовать: они обречены на сравнение с той, старой 'Кармен'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Что такое «Игра в карты»? Прежде всего – никаких карт. Название осталось от первого либретто балета, когда-то посвященного покеру. Автор новой версии, Алексей Ратманский, заявил: «Мы не картежники». И сочинил просто движения под музыку, с внутренним девизом «Публику грузить не будем!». Ратманский вообще мастер по производству балетных безделушек, у него и названия балетных номеров соответствующие – то «Юрли-Берлю», то «Взбитые сливки». Новый балет – еще одна порция сливок, причем густых и вкусных. Бесполезно искать в этом потоке танцевального сознания символы и аллегории (что любят делать российские зрители). Тут надо наслаждаться соединением двоякого озорства, композиторского и хореографического. Ратманский мгновенно откликается пластически, если слышит у Стравинского ироническую обработку романса Чайковского или парафраз увертюры из оперы Россини. И если вам приспичит искать сюжет, он будет исключительно эмоциональным.

Именно эта особенность, чуждая нашей публике, особенно премьерной, не позволила балету сорвать бурные аплодисменты. Чтобы с удовольствием включиться в головокружительную игривость, предложенную хореографом, надо активировать в себе непредвзятое чувство юмора. Кто сумел – тот хлопал. Вялость прочих зрителей объясняется просто. Есть 15 солистов, одетых в лиловое и желтое с кожаными вставками (от модельера Игоря Чапурина). Они ощущают свои тела как инструменты и резвятся на сцене со скоростью кометы, так что виртуозные трюки неоклассики сливаются в прихотливый, жестко вывязанный ансамбль. Нет внятно рассказанной истории, непонятно, где главные персонажи, которым положено аплодировать после апофеозного па-де-де, а где кордебалет. И вообще, о чем танцуют? Понятие «сюжет – это музыка» у нас не так привычно, чтобы завоевать массы поклонников.

Зато «Кармен-сюита» вызвала овации. Правда, есть подозрение, что хлопали не хорошему балету, ничуть не устаревшему за 40 лет, и не его исполнителям, а Плисецкой, в финале вышедшей на сцену. Светлана Захарова, Андрей Уваров и Марк Перетокин, исполнившие роли Кармен, Хосе и Тореадора, были в невыгодном положении: любой, кто видел прежний спектакль живьем или в записи, неизбежно сравнивал первых исполнителей с нынешними. Но никто не требует, чтобы новые артисты танцевали «как было». Ради Бога, сделай по-своему, карты тебе в руки. Только не мимо кассы, не поперек пластического смысла, не в сторону премьерской отсебятины. В итоге лишь Виталий Биктимиров (Коррехидор) исполнил свою второстепенную роль без дураков – энергично и внятно. Маститые исполнители, работавшие с партитурой Бизе–Щедрина, остались заложниками своих шаблонов.

Уваров–Хосе старался изо всех сил, но все равно сквозь сдержанную маску солдата и позы «руки по швам» лез принц из «Лебединого озера». Упоенный собственной серьезностью Перетокин–Тореадор так и не узнал, что такое координация испанского танца и ироническое подражание корриде. Захарова–Кармен интересовалась не столько мужчинами и свободой, как положено ее героине, сколько демонстрацией своего огромного шага (Плисецкая называла подобное у балерин – «раздир такой, что сейчас треснет или вообще разлетится») и красивого подъема. Ради последнего Захарова сместила акценты ключевой позы Кармен: не назад, на бедро, как надо делать, а вперед, на ногу, чтобы стопа выглядела еще эффектней. Чувственность, которую так надеялся показать хореограф Альберто Алонсо (в 1967 году с этим вышел облом – Советы не позволили), улетучивалась на глазах. На сцене не было дикарки с табачной фабрики, действовала не особенно чуткая к музыке прима-балерина, вколовшая в волосы розу и тем ограничившая поиски образа. Правда, применялась еще душераздирающая мимика. (У Уварова – тоже.) Но лучше б ее не было. Короче, вместо трагедии случилась мелодрама среднего пошиба. И это вместе с чудовищно организованным проходом в театр (на главном входе охрана устроила просто Ходынку) стало разочарованием вечера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
813
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
918
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
563
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
661

Другие новости