Для Третьяковки в Лаврушинском эта выставка действительно событие неординарное. Представлены акварели и фотографии, шелкографии и коллажи современных художников из России, Боснии, Венгрии, Сербии, Словении, Хорватии и Чехии. Все участники выставки – а их около тридцати – признанные художники с международной репутацией и, может, именно это открыло для них двери святая святых. Не нова для русского искусства и идея передвижной художественной выставки.
Выставка «Смысл жизни – смысл искусства» (в венгерском варианте – «Соль жизни – перчинка искусства») является продолжением и развитием другого проекта – «Фра Ю Культ» (Фракция Югославской культуры), осуществленного в 1990 году в Герцеговине. В том проекте были представлены работы художников региона Адриатики. Теперь географические рамки существенно расширились.
Примечательно, что для проекта выбрана именно графика. Техника более нежная и тонкая, чем живопись, она требует особенного подхода не только в хранении и экспозиции, но и в восприятии. В ней заведомо меньше эпатажа, меньше агрессии и пафоса, она побуждает вглядеться, «вчитаться» и вдуматься, и это еще один аспект, примиряющий экспонентов выставки с именитыми хозяевами галереи. Особенностями техники, вероятно, можно объяснить и тот факт, что некоторые работы, представленные на выставке, удивляют своим почти классическим характером
В экспликации сказано, что задача проекта – «показать, что каждый из художников независимо от страны или политических воззрений сталкивается с одними и теми же проблемами и живет в общем художественном пространстве». Общность пространства продемонстрирована наглядно – в первом зале работы художников вывешены в любимом преподавателями-искусствоведами стиле «угадайки» – без подписей.
Соседство классиков и современников вдохнет новую жизнь в одних и послужит хорошей опорой другим. В связи с этим вспоминается история. Один из экспонентов выставки – Дмитрий Пригов – хорошо известен не только своим художественным, но и литературным творчеством, а также его публичным исполнением. В сентябре этого года он выступал в Рахманиновском зале консерватории вместе с ансамблем ударных Марка Пекарского. На фоне классической архитектуры под аккомпанемент ударных звучали «Широка страна моя родная» и «Нерекомендации». Две старушки, до того внимавшие игре Башмета, под мощным натиском современного искусства и под крики Пригова «Я вам этого не рекомендую» в ужасе бежали. Но их было всего двое. И если вы готовы разразиться грозной тирадой о неуместности работ современных художников по соседству с Коровиным и Репиным, вспомните Пригова – он этого не рекомендует!