Две недели назад разгоревшийся было скандал, казалось бы, утих. Рудинштейн и Пиотровский встретились с Валентиной Матвиенко и общими усилиями приняли соломоново решение: Дворцовую площадь никакими временными фестивальными застройками не занимать, а показывать кино во дворах Генштаба. Оказалось, противоборствующие стороны радовались рано – пожарная охрана запретила фестиваль во дворах, объяснив это тем, что нельзя «запирать» большое количество людей в маленьких замкнутых пространствах. И скандал вспыхнул с новой силой.
Пиотровский, которому сначала в порядке компромисса предложили войти в оргкомитет «Золотого ангела», вышел из его состава, а Рудинштейн собрал вокруг себя немалую команду из известных питерских кинематографистов – Алексея Германа, Дмитрия Месхиева, Александра Татарского. Кстати, на проект проведения фестиваля во дворах Генштаба потрачено уже 50 тысяч долларов. Как выяснилось, впустую.
Идея затеять такой фестиваль в Петербурге и провести его на Дворцовой площади родилась у Рудинштейна давно, десять лет назад. Тогда же он первым делом встретился с Пиотровским, чтобы спросить, не нанесет ли постройка павильонов на Дворцовой площади вреда Эрмитажу и самой площади. Интересно, что тогда Пиотровский охотно поддержал идею, уверив его, что никакой опасности для Эрмитажа планы Рудинштейна не представляют. Теперь Рудинштейн недоумевает: что могло произойти за эти десять лет, чтобы директор Эрмитажа сменил милость на гнев.
На этой неделе Даниил Гранин, Яков Гордин, Кирилл Лавров, Андрей Петров, Александр Сокуров и Юрий Темирканов написали Валентине Матвиенко открытое письмо в просьбой не пускать «Ангела» на Дворцовую. «Мы уверены, что в случае реализации проекта будет нанесен огромный ущерб репутации Петербурга как культурной столицы России┘ Подобное действо вокруг Александрийского столпа разрушает петербургский стиль – одно из главных наших достояний».
Разумеется, ничего привлекательного с эстетической точки зрения в нагромождении новых построек, пусть даже временных, на Дворцовой площади нет. Что верно, то верно – нарушится стиль питерского центра, иностранные туристы, приехавшие полюбоваться белыми ночами, не увидят площадь во всей ее красе. Да и кинотеатров в Петербурге достаточно, вроде есть где развернуться. Однако пока никто из специалистов – архитекторов, строителей – не высказался насчет материального вреда, который может нанести фестиваль городу на Неве. Более того – председатель Комитета по охране памятников культуры Вера Дементьева заявила, что вреда для Дворцовой площади и зданий, на ней расположенных, никакого не будет. Разве что павильоны надо пониже сделать. Противники Рудинштейна и К╠ ссылаются исключительно на морально-нравственные моменты: мол, негоже святыню трогать, это удар по репутации города. При этом почему-то никого не коробит, когда примерно то же самое происходит в Москве на Красной площади. Тоже ведь какая-никакая, но святыня. А на Красной площади возводят огромные конструкции-сцены, на которых то Маккартни споет, то Хворостовский, то на Васильевском спуске павильонов наставят в дни праздников. Танки и ракетные установки, периодически громыхающие парадами по главной площади, вряд ли пошли ей на пользу.
Волнение Пиотровского в принципе понятно – мало приятного, когда под твоими окнами происходит действо, в котором ты не участвуешь и которое тебе никаких дивидендов – ни моральных, ни материальных – не принесет. Другого весомого повода для столь решительного противостояния не видно. Тем более что фестиваль действительно обещает быть уникальным – как ни странно, в Европе нет ни одного фестиваля европейского кино. Денег в городскую казну «Золотой ангел» существенно добавит, и если ими разумно распорядиться, то можно и исторические здания Петербурга более или менее в порядок привести. А то иностранные туристы, отойдя от роскошной Дворцовой площади на сто метров, видят облупленные фасады.