0
1346
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2005 00:00:00

Танцы безумной любви

Тэги: балет, алонсо, плисецкая


балет, алонсо, плисецкая Альберто Алонсо – хореограф, который сумел воплотить свою мечту поработать с Плисецкой.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

-Господин Алонсо, это просто фантасмагория – разговаривать с человеком, который учился еще у Ольги Преображенской, примы петербургского Императорского театра┘

– Я начал заниматься танцем на Кубе. Мой первый педагог – русский эмигрант Николай Яворский. Но он был не очень хороший учитель. Когда к нам на гастроли из Европы приехал Русский балет полковника де Базиля, Яворский, бывший солдат Белой армии, встретился с де Базилем (по-русски Василием), директором труппы, ранее – белогвардейским офицером. После этого меня отправили во Францию, где я начал учиться у мадам Преображенской.

– В СССР ваше имя стало широко известно, когда вы сделали балет для Майи Плисецкой. Она пишет в мемуарах, что на просьбу поставить «Кармен» вы ответили: «Это моя мечта┘»

– Мечтой было то, что Плисецкая когда-нибудь попросит поработать с ней. Это огромная честь. О балете «Кармен» я не думал, эта идея возникла благодаря Майе. Работать было непросто. У вас в стране существовала другая ситуация, не такая, как сейчас, когда можно ставить какие угодно балеты. В «Кармен» много страсти. В 1967 году это не приветствовалось.

– Вы тогда знали о скандале, разразившемся после показа балета так называемой приемной комиссии?

– Что скандал возможен, я догадывался еще на репетициях, когда Майя и ее партнер Николай Фадеечев (он танцевал Хосе) просили меня умерить страстность в любовном дуэте героев. «Такое у нас не разрешат», – говорили они. За постановкой «Кармен» негласно следили. Когда давление стало слишком сильным, я подумал: «Идите к черту!» – и хотел уехать. Но Майя уговорила остаться. Те, кто давил на нас, наверно, думали, что спектакль должен быть застегнут на все пуговицы, хотя «Кармен» – балет о безумной любви. Пришлось сочинить «облегченный» вариант па-де-де.

– Когда на сцене консервативного Большого театра вы ставили «антиклассический» балет – на невыворотных ногах, с острыми углами линий, – вы понимали, что совершаете революцию?

– Я принес в Большой стиль, который искал еще на Кубе. Его можно обозначить как соединение классических па с испано-кубинскими танцами. Конечно, хотелось, чтобы получился современный спектакль. Ведь мир все время движется. Но что такое современный танец? Балерина надевает пуанты – и получается классика, потом снимает их и танцует без пуантов – вот вам новое. Мне очень нравится драматический театр, многое в «Кармен» на этом основано. Движения должны разговаривать. Кармен делает взмах ногой в сторону Хосе, и это как окрик «Эй, ты!»

– Считается, что тема спектакля – «власть есть смерть свободы». Речь идет не о политике, а о личных отношениях между людьми, но тем не менее┘

– Проблема Хосе в том, что он жертва. Кармен – цыганка, свободная женщина, воровка. Она всегда делает только то, что ей хочется в данную минуту. Хосе – воин. Он жил в иной системе координат, где понятие «долг» превыше всего. Он должен слушаться приказа, но нарушает все устои, потеряв голову от страсти, идет против законов солдата, лишается службы, становится изгоем, а потом теряет любовь – единственный оставшийся смысл жизни, любовь, ради которой он пожертвовал социальным статусом. У Хосе не остается ничего, кроме бешенства отчаяния. Он не солдат и не любовник. Он никто.

– Фигура Рока, как отдельный персонаж балета, появилась потому, что вы фаталист и считаете, что от судьбы не уйдешь?

– Хороший вопрос. Я думаю, что свою судьбу каждый творит сам. Ваша судьба очень зависит от вашего ума, ваших страстей и от контроля за страстями – насколько человек позволяет в себе командовать эмоциям. Хосе не умеет решать свою жизнь с помощью разума. А вот Цунига – рациональный диктатор.

– Как вы работали с Плисецкой? Зная ее характер, можно предположить, что она не просто слушалась указаний...

– Майя привнесла свою личность, которая очень сильна. Она была как королева. Она уникальна. Ей даже не нужно танцевать. Плисецкая просто идет – и у вас уже сильное впечатление.

– Сегодня партию Кармен репетирует Светлана Захарова, балерина не открытого темперамента, как Плисецкая, а скорее, закрытого. Вы будете что-то менять в балете?

– Равных Плисецкой нет. Майя – это Майя, а Света – это Света. Она не может быть похожа на Майю. Захарова очень хорошая балерина, но по-другому. Я думаю, она станет настоящей Кармен. Балет будет тот же, но всегда есть различия, потому что прошло время. Что-то забываешь, что-то хочется улучшить. Это первоначальный вариант, в нем намного более чувственный танец.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
541
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2264
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1119

Другие новости