0
862
Газета Культура Интернет-версия

09.11.2005 00:00:00

Под знаком «валета»

Ирина Осипова

Об авторе: Ирина Осипова - арткритик.

Тэги: кончаловский, куприн, выставка


кончаловский, куприн, выставка У Кончаловского нет любимых и нелюбимых жанров – в его творчестве есть и портрет, и пейзаж, и натюрморт.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Все началось в феврале с крупномасштабного выставочного проекта «Бубновый валет», прошедшего в Третьяковской галерее на Крымском Валу (после гастролей в Монако и в Русском музее в Санкт-Петербурге) и ставшего, по признанию критиков, «событием сезона». Как продолжение в июле там же, на Крымском, в одном из залов развернулась расширенная юбилейная экспозиция «Александр Куприн. 1880–1960» из собрания ГТГ, которая продолжается до сих пор. И вот теперь, параллельно с Куприным, в галерее «Дом Нащокина», что в Воротниковском переулке, открылась выставка замечательного русского художника Петра Кончаловского.

Экспозиция Александра Куприна в ГТГ занимает всего один зал – около двадцати работ, вехами отмечающих основные грани его творчества и пути развития таланта – от бубнововалетовских 1910-х годов до зрелых 1940-х. «Классический» Куприн времен «Бубнового валета» – в натюрмортах, любимом жанре самого художника. Вздыбленные плоскости, опрокинутое на зрителя пространство, напряженная экспрессия цвета и яркая декоративность; влияния Ларионова и Ван Гога, Сезанна и кубистов, причудливо перемешавшиеся и вылившиеся в собственное видение натуры, свой остро индивидуальный стиль. Советский период творчества – менее напряженный. Интересы художника смещаются от натюрморта к пейзажу, от модернизма XX века – к этюдному импрессионизму и традициям пейзажной живописи века XIX. Крымские пейзажи 1930–1940-х годов спокойны и лиричны, как будто Бахчисарай и Феодосию писал не бунтовщик и новатор, а мудрый философ.

Выставка Петра Кончаловского в галерее «Дом Нащокина», пожалуй, уступает выставкам Третьяковской галереи в концептуальной выстроенности экспозиции, но никак не в качестве художественного материала. Более полусотни работ взято из семейного собрания Михалковых-Кончаловских, частных коллекций и российских музеев – Государственной Третьяковской галереи, Тульского музея изобразительных искусств, Ярославского художественного музея. Творчество одного из главных членов объединения представлено и во всем жанрово-стилевом разнообразии, и во временной перспективе – от ранних 1908–1909 годов до поздних 1950-х. Помимо традиционных музейных экспликаций живопись дополнена цитатами из «Мыслей о художественном творчестве» самого Кончаловского, воспоминаний его жены и книги искусствоведа Джона Боулта, что делает выставку еще и познавательной.

Экспозиция приурочена к 130-летию со дня рождения художника, однако с юбилеем немного поспешили – он приходится на следующий, 2006 год, который вообще богат юбилеями «валетов» – 125-летие Ильи Машкова и 120-летие Роберта Фалька также приходятся на этот год, так что поклонникам «Бубнового валета» скорее всего еще будет на что посмотреть.

Кончаловский – фигура многогранная и самобытная, не вписывающаяся (так же, впрочем, как и Куприн) ни в какие стилевые рамки. У него нет любимых и нелюбимых жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, обнаженная натура – все есть и в его творчестве, и на этой выставке. У него нет любимых моделей: члены семьи, француженка из Арля, грузинская девушка в национальном костюме – все написаны с любовью, любовью к форме, цвету и натуре. Он неутомимый путешественник, а потому география его пейзажей широка и почти необъятна – Волхов и озеро Ильмень, Плёс, утренний Казбек, плющи в Версале, Сиена, Крым, юг Франции, Сорренто, кипарисы в Гурзуфе и дом в Буграх. В разных его работах угадываются впечатления от Сезанна и Пикассо, Ван Гога и Дерена, он учился у них, как и у мастеров русского народного творчества. Начало его пути было поистине великолепным – первый ящик с красками ему подарил К.Коровин, бывавший в доме его отца вместе с Суриковым, Серовым, Врубелем. Поиски себя были мучительными – сколько работ было уничтожено им самим, сколько переписано, и даже выпускная академическая работа была смыта с холста несколько лет спустя. А в результате – сочные цвета, плотные, почти физически ощутимые формы, вылепленные энергичным мазком, идеально выверенная композиция, природа, не искаженная и не придуманная, а увиденная взглядом художника и перенесенная на холст, и главное – joie de vivre – радость жизни, легкое и оптимистичное мироощущение, сквозящее в листве «Сирени», взрывающееся в пальмах Сан Максима, выглядывающее из-под очков автопортрета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Кадровый дефицит будет обостряться еще как минимум пять лет

Анастасия Башкатова

Затишье на рынке труда обусловлено исключительно влиянием ключевой ставки

0
1716
Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Партии боятся прогадать с предвыборными лозунгами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Поверхностная социология выявляет эффективность пропаганды, а не реальные настроения избирателей

0
1403
С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

С начала года рубль укрепился к доллару почти на 30%

Ольга Соловьева

Положительное сальдо внешней торговли России продолжает увеличиваться

0
1558
Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Нефть и мазут стали главными врагами пляжного отдыха

Михаил Сергеев

Море в Анапе заменят бассейнами, винодельнями и аграрным туризмом

0
1411

Другие новости