0
1030
Газета Культура Интернет-версия

03.11.2005 00:00:00

Игра в карты ради Плисецкой

Тэги: габт, плисецкая, балет


«Игра в карты» в России никогда не ставилась. На самом деле Большой театр собирался возобновить старый, начала 60-х годов, балет «Класс-концерт» в постановке Асафа Мессерера, родного дяди Плисецкой и ее педагога по балетному классу. Из-за проблем с авторскими правами пришлось отказаться от этого проекта. В то же время театру была нужна новая одноактная постановка в дополнение к «Кармен». За дело взялся худрук балета ГАБТа Алексей Ратманский, который, как он первоначально заявлял, в этом сезоне собирался взять тайм-аут и вообще не ставить балеты. Худрук остановил выбор на балете «Игра в карты», написанном Игорем Стравинским в 1937 году для Джорджа Баланчина. Сюжет того спектакля составляла партия в покер, среди персонажей были черви, пики, козырный туз и джокер.

«Стравинского мне всегда хотелось сделать, а эту партитуру в особенности, – говорит Ратманский, – в нашем спектакле участвуют 16 человек, и в нем не будет отсылок к карточной игре. Я в покер играть не умею, может быть, поэтому прежнее либретто меня не очень затронуло. Конечно, игра в карты и игра вообще – в этой теме можно найти много смыслов: противостояние, подавление и так далее. Но меня интересует ритм, музыка и танцы, которые я могу на эту музыку придумать. В балете нет персонажей, есть только исполнители. В труппе Большого театра я выбрал артистов, с которыми мне хотелось поработать в зале, – музыкальных, координированных, азартных и молодых. Балет репетируют Мария Александрова, Светлана Лунькина, Екатерина Шипулина, Марьяна Рыжкина, Анастасия Яценко, Наталья Осипова и Екатерина Крысанова. С ними танцуют Ян Годовский, Морихиро Ивата, Вячеслав Лопатин, Денис Медведев, Егор Хромушин и Денис Савин. Сочиняя танцы, я черпаю вдохновение в индивидуальности артистов – надо представить их в лучшем виде. С другой стороны, хочется сделать «командный» балет: на сцене – некая команда, которая разыгрывает определенное танцевальное действие. Сценограф и автор костюмов – модельер Игорь Чапурин, который уже работал с театром на балете «Предзнаменования».

Балет «Кармен» публика старшего поколения хорошо помнит. Почему к фестивалю восстанавливают именно опус на музыку Бизе–Щедрина? С этого, теперь уже легендарного спектакля начался личный бунт балерины Плисецкой, восставшей против рутины своего репертуара. Получить разрешение на постановку ей было легко, а вот успокаивать увидевших результат разъяренных партийных функционеров оказалось совсем непросто. Министр культуры Фурцева, не читавшая Мериме и спутавшая Кармен с Долорес Ибаррури, тогда выдала знаменитую фразу: «Вы сделали из героини испанского народа женщину легкого поведения». Ведь партийцы думали, что раз тема испанская, значит, и балет будет в духе «Дон Кихота». А получилось совсем наоборот. «Ни на что, танцованное мною до сих пор, не похоже», – вспоминала позже Плисецкая.

Поклонники балерины, тоже приученные к одной классике, поначалу встретили спектакль с недоумением. Но потом привыкли и полюбили, потому что прочувствовали не столько новизну хореографии, сколько немыслимую отдачу любимой исполнительницы, которая, как она признавалась, «до головокружения любила этот балет». Теперь «Кармен» в Большом репетирует Светлана Захарова, и в этом суть творческой интриги: что получится, если отдать партию вольной цыганки балерине, психофизикой совсем не похожей на Плисецкую?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
546
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2271
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1493
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1122

Другие новости