Очередной медицинский эксперимент закончился неудачей. Сцена из спектакля 'Hot Dog'.
Фото Михаила Гутермана
Самый коммерческий из русских классиков ужаснулся бы, узнав, что спектакль по его повести не собирает зал. Ужаснулся и автор этих строк, когда увидел, как заполняют зал на третьем премьерном показе. Группу зрителей с билетами и местами, выписанными администратором (человек 30–40), сперва пропускают сквозь строй бесчисленной орды людей пенсионного возраста, облепивших подходы к дверям. Зрители рассаживаются по местам, и после второго звонка по команде зал заполняет под завязку гудящая, расталкивающая друг друга «социальная группа». Волей-неволей задумаешься о необходимости театральной реформы и бесполезности дотирования мертвых, бесплатных театров.
Все немыслимо и безответственно в этом спектакле. Он как какое-то средоточие бессмысленных поступков и напрочь забытых догматов профессии. Название «Hot Dog» не имеет никакого отношения к спектаклю, намеренно «выпендрежное». Тем не менее, очевидно, оно должно ответить нам на главный вопрос: зачем сегодня ставить «Собачье сердце»?
«Хот дог» – дословно «горячая собака», и по такому названию режиссер Дмитрий Петрунь нам должен был предложить абсолютно опрокидывающую версию повести Михаила Булгакова, где у Шарикова было бы «горячее сердце», а у профессора Преображенского сердца не было бы вовсе. Такой интеллектуальный перевертыш оправдал бы необходимость реанимировать историю, популярную в перестройку, – историю о «хаме пришедшем» и весьма конкретном представлении о корнях 70-летнего социализма. Хот дог – заявка на обновление, но обновления в спектакле – разовые и оттого совершенно запутывающие и Булгакова, и мысль режиссера.
Александр Голубков играет вполне «традиционную» собаку, физиологическое существо, занимающее в комнате все больше пространства, и остается хотя бы единственным объектом, достойным внимания. Иван Шабалтас развивает тему, ради которой спектакль, очевидно, и ставился: тему якобы беспредельной вины безнравственной интеллигенции перед народом. Филипп Филиппыч бесконечно швыряет томик переписки Энгельса с Каутским на пол, заставляя уже человека бегать за ним сломя голову, как собака. Здесь профессор Преображенский – вылитый Мистер Твистер, проклятый капиталист, каким его изображали в советские годы. Руки свои несет как пианист, на лице нечто презрительное, меньшевистские подергивающиеся усики, каркающая визгливая речь и намеки на потворство педофилии. Преображенский – духовный инвалид, он и обедает, сидя в инвалидном кресле, доктору Борменталю в спектакле и вовсе отвели почти бессловесное место сиделки при калечном докторе Франкенштейне.
Да, в сущности, все в этом спектакле уроды и дегенераты. Компания Швондера мало того что намеренно и якобы комедийно пьяна, она еще и пританцовывает и пытается публику веселить клоунскими гэгами. Не коммунары, а краснознаменный ансамбль чертиков. Здесь вообще, надо сказать, много «хореографии»; тот случай, когда пустоту замысла заполняют вялой энергией подтанцовочек в радужной игре света. Хотя от слов здесь не больше смысла, чем от сотрясания воздуха.
Идеологические пустоты легко было бы не заметить, если бы не очевидные потери в искусстве режиссерской композиции. Спектакль сделан так, что кажется, ничего не подвластно постановщику: ни время, ни пространство, ни ритм, ни чувство меры, ни вкус, ни умение просто-напросто соединять эпизоды. Длительное время безвластия на Малой Бронной сыграло и с актерами злую шутку. Иван Шабалтас скорее начитывает свой текст, проговаривает, чем интонирует и собственно «играет», даже и не пытаясь творчески спорить с заученными модуляциями голоса Евгения Евстигнеева. На труппу смотришь с сожалением, думая о том, как трудно в данный момент каждому из них найти оправдание своему трехчасовому пребыванию на сцене.