Выставка в галерее «WAM» дает наиболее полное представление о видеоарте в России начала нашего столетия. Благодаря титаническим усилиям куратора Антонио Джеузы у нас появился архив, что уже повод для гордости: коллекция насчитывает более сотни работ. Среди них эксперименты Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова, предлагавших пару лет назад установить в родном городе актера Шварценеггера памятник Терминатору, видео Владислава Мамышева-Монро, загримированного под бен Ладена и распевающего песенку «По аэродрому лайнер пробежал, как по судьбе┘». Но самое интересное и радующее глаза – истории совсем не видеохудожников. Как, например, «эссе» Олега Кулика про Монголию, где до этого агрессивно настроенный по отношению к окружающей среде автор вдруг начинает любоваться не тронутыми цивилизацией пейзажами, превращается в путешественника-мизантропа. Есть работы «классика жанра» Сергея Шутова или более молодого Кирилла Преображенского, творчество которых плотно вплетено в пикселы экрана. Актуально и свежо смотрятся молодые художники, чутко реагирующие на медийную насыщенность современного мира. Помимо видеоарта представлена документация видеоинсталляций, из которых становится понятной непростая конструкция «Башни времени Мона 500» Георгия Пузенкова. Объект собрали на Крымском Валу, состоял он из огромных черных пластиковых квадратов с изображением Моны Лизы. И, наконец, можно увидеть со стороны «воздушный» проект Ирины Кориной, которая в 2003 году взломала пол в московской галерее XL, превратив его в ряд качающихся дощечек.
Но если видеоарт сам просится в цифровой формат, то выпуск CD в «Крокин-галерее» – приятная неожиданность. За диском, на котором собраны работы художников галереи, следует сборник с картинами Константина Батынкова. Новая выставка «Бегущие по волнам» продолжает любимые автором темы неспокойного моря, самолетов и кораблей. Только теперь на черно-белых холстах подводные лодки летают, как дирижабли, и везде мелькает девочка, скачущая по волнам. Она нивелирует «милитари»-настроение, привнося ощущение полной тишины и застывшего момента, скорее штиль.
Подобные события лишний раз с дотошной очевидностью подчеркивают суть современного искусства – его актуальность. Собственно, располагаясь, с одной стороны, на периферии сознания обывателя, с другой – оно очень четко и точно реагирует на жизненные процессы. И если завтра мы узнаем, что на Марсе есть жизнь, то будьте уверены, вчера уже об этом говорили в галерее.