Не убоявшись иронических комментариев по поводу качества показанных год назад работ, умный Ратманский во второй раз организовал «воркшопы» в Большом. На этот раз право создать балетный номер или маленький балет предоставили не авторам со стороны, а артистам самого театра. Так сразили наповал сразу нескольких зайцев (помимо главного). Во-первых, как говорит худрук, «артист, который ставит движение, начинает совершенно по-другому относиться к исполняемому тексту». Во вторых, «воркшоп» – отличная возможность расширения репертуара для многих танцовщиков, погрязших в классике. В-третьих, на «воркшопах» вводятся в творческий оборот артисты кордебалета, которые по разным причинам не имеют возможности заявить о себе.
Вечер молодых хореографов включал три танцевальных номера и один получасовой балет. В связи с ремонтом основного здания в театре открыто лишь три репетиционных зала вместо прежних шести, поэтому готовить программу «воркшопа» приходилось буквально ночью.
Говоря откровенно, ни один из номеров не стоило бы включать ни в репертуар театра, ни в концертное исполнение. Но радует, что ведущий солист театра Ян Годовский не погнушался станцевать в экспериментальной постановке «Поцелуй ветра» (хореограф Андрей Меланьин). Здорово, что лучшая в ГАБТе исполнительница испанских танцев Ирина Зиброва не хочет почивать на лаврах и готова пробовать новое в том же «Поцелуе». Приятно, что ведущая балерина Большого Марианна Рыжкина (и мать двоих детей!) мечтает освоить профессию балетмейстера: она представила номер «Капричос» по мотивам офортов Гойи. И даже совсем наивная «Вечериночная» под песню Пелагеи тоже может пригодиться. Вдруг эта четырехминутная плясочка когда-нибудь будет рассматриваться как проба пера известного хореографа Анны Балуковой?
Четвертый опус – балет «Тамаши» – гораздо более серьезная заявка. Его поставил Морихиро Ивата, японский танцовщик ГАБТа, непревзойденный Шут в «Лебедином озере», исполнитель многих партий, требующих технической виртуозности. Вспомнив о мифах родины, Ивата оттанцевал японскую легенду про Аматэрасу, главу синтоистского пантеона и богиню Солнца, про пятерых самоотверженных самураев и их наставника-сэнсэя. Смешав стук японских барабанов с намеками на единоборства и с крутыми трюками мужского классического танца, Ивата получил крепкий коктейль – зрелище, в котором энергетика исполнителей взрывным потоком брошена на зрителей. Это балет, где главное – не уровень хореографии, а ее возможности для драйва, возникающего от силового мужского танца. Кстати, сам мэтр Михаил Лавровский сыграл в этом балете роль старца. Если довести балет «Тамаши» до кондиции, то его можно было бы включить в основной репертуар. Скучать публика не будет.