Ведущая то перевирала фамилии, то коверкала названия, то акцентировала имена второстепенных авторов спектаклей. Спонсоры, похоже, тоже не вполне в курсе, что спонсируют: вот вручают специальный приз художнику – полторы тысячи метров ткани. А художник в недоумении – зачем?
Проще всего «Софиту» с кукольниками: все призы забрал, естественно, театр «Потудань» с «Пиром во время чумы». Все оперные «Софиты» у Мариинки: за лучшую роль, разумеется, Анна Нетребко (за Марфу и Джильду), заодно Валерий Алексеев – вероятно, потому, что роль Риголетто заглавная, лучший режиссер Ален Маратра за «Путешествие в Реймс». Зато в балете Мариинка аутсайдер. За роли отмечены Оксана Кучерук из Малого оперного и Альберт Галичанин (премьер Эйфмана недавно закончил свою танцевальную карьеру, так что «Софит» ему светил при любом раскладе – на прощание). Борис Эйфман «высвечен» за «Анну Каренину».
Призы в драме постепенно перебираются со сцен-лидеров. Сергей Русскин отмечен за роль в Русской антрепризе имени Миронова, за ансамбль – Елена Калинина и Дмитрий Воробьев из Театра комедианта. Лучшая роль второго плана – Роман Громадский («Балтийский дом»). Вере Карповой из Театра комедии две из ее соперниц вынесли по букету. Режиссер Владислав Пази получил «Софит» за спектакль «Оскар и розовая дама», а Алиса Фрейндлих стала «Актером года».
Спецпризы тоже на этот раз в изобилии. За творческое долголетие и вклад в театральную культуру Петербурга отметили (скорее, поддержали) жанр музыкальной комедии: Исаака Штокбанта («Театр Буфф») и актеров Зою Виноградову и Виталия Копылова. Приз Товстоногова за выдающийся вклад в развитие театрального искусства получит Юрий Григорович – 14 ноября Кремлевский балет привозит в Мариинку «Ивана Грозного», там приз и вручат. Никита Долгушин и Театр консерватории отмечен за популяризацию классического наследия для широкой зрительской аудитории. Хотя качество воспроизведения этого наследия с исполнительской точки зрения немногим лучше какой-нибудь затрапезной труппы, а после «восстановленного» в отчетном сезоне «Дон Кихота» и сам Долгушин выглядит скорее адаптатором оного наследия к «ресторанному» вкусу. Тем не менее слегка отекший Эйфман и чуть задыхающийся Долгушин – это очень грустно. За стариками нет не только молодых, но и зрелых.
Отдельная песня – спецприз Михаилу Швыдкому за поддержку театрального искусства в Петербурге и Ленинградской области. Недавно Швыдкой обещал поддерживать петербургские фестивали, так что «Софит» здесь заинтересованное мероприятие. Выступление Швыдкого сводилось к двум позициям: во времена застоя я защищал в инстанциях все прогрессивное, и на должность министра культуры меня просил Путин, а я скромничал┘ О том, что в министрах сейчас другой, как-то не вспоминали. Да что там всякие мелочи, если даже губернатор Валентина Матвиенко то ли БДТ от Александринки не отличила, то ли запамятовала, где проходил прошлогодний юбилейный «Софит», и бодро заявила: «Мы встречаемся снова в этом зале».
Санкт-Петербург