0
1565
Газета Культура Интернет-версия

31.10.2005 00:00:00

«Аида»: уже не новая, но дорогая

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Гайкович - музыкальный критик.

Тэги: дзеффирелли, опера, аида


дзеффирелли, опера, аида Франко Дзеффирелли попросил не ждать от его «Аиды» ничего сверхъестественного.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Спектакль, который Дзеффирелли поставил на родине композитора в городе Буссето, и его последующие гастроли были посвящены сотой годовщине со дня смерти композитора. Спустя почти четыре года «Аида» – на сегодняшний день уже далеко не последний оперный проект режиссера – докатилась до Москвы. К своим восьмидесяти двум годам Дзеффирелли стал великим классиком режиссуры вообще и оперной в частности. Вероятно, это и делает его фигуру столь привлекательной для коммерческих проектов на территории России с участием финансовых воротил. Напомним, что опыт, подобный сегодняшнему, уже имел место быть в 2003 году. Для привлечения зрительской активности в ход шла тяжелая артиллерия: в Москву везли вердиевскую «Травиату», блестящая экранизация которой стала визитной карточкой Дзеффирелли во всем мире. Интерес был огромный, разочарование тоже: ждали чего-то похожего на красочный, драматичный фильм, а получили лирический спектакль с камерной певицей, которая, как ни пыталась, пространство Большого театра так и не пробила.

«Аида», один из несомненных и бесспорных шедевров Верди, в интерпретации Дзеффирелли максимально приближена к идеям композитора, который очень ревностно относился к воплощению своих сочинений и нередко сам отслеживал весь процесс постановки. Как и следовало того ожидать, Дзеффирелли остался верен своим творческим принципам и создал классический спектакль без модных ныне «находок», на которые способны его коллеги по цеху. «Аида» Дзеффирелли – ставит он ее на миниатюрной сцене Театра Верди в Буссето или гигантской Арена ди Верона – не грандиозное зрелище, прославляющее могущество Древнего Египта, мудрость правителей, храбрость солдат и дальновидность жрецов, а история любви. «Не ждите ничего сверхъестественного, – сказал режиссер на пресс-конференции, – слонов на сцене не будет». Слонов и правда не было, а взаимоотношения внутри любовного треугольника разворачивались на фоне шикарных декораций, воссоздающих древнеегипетскую архитектуру со всеми необходимыми атрибутами вроде украшенных красивой письменностью барельефов и позолоченных гигантских сфинксов. Специально по случаю российских гастролей в Москву приехала итальянская певица Норма Фантини, считающаяся лучшей на сегодняшний день исполнительницей Аиды. Ее успех целиком и полностью заслуга режиссера: до работы с Дзеффирелли певица петь Аиду отказывалась, так как считала эту героиню безвольной и бесхарактерной. Радамес в исполнении тенора Никола Росси Джордано – молодой человек, который разрывается между жаждой карьеры и пылкой страстью. Дзеффирелли, скромно заметивший, что певцы в этом спектакле прекрасны, а постановка так себе, слукавил: певцы неплохие, а постановка стройна, логична и очень музыкальна. Проект удался. Возникает только одно страшное подозрение. В том, что страстные ценители таланта Франко Дзеффирелли, которые мечтали попасть на «живой» спектакль, так и остались наедине со своими мечтами. По причине баснословной стоимости билетов, которая достигала тридцати тысяч рублей. Заметим попутно, что в любом европейском театре цена на билет в партер колеблется от ста тридцати до двухсот евро. Так что на тридцать тысяч рублей вполне реально слетать на самолете, скажем, в Милан и гордо сидеть в партере La Scala. И еще на ужин в ресторане останется. На вопрос о завышенных ценах на билет организаторы гастролей ответили, что по сравнению с тем, в какую копеечку вылилось им это мероприятие, цены даже низкие. Оно понятно: более двухсот человек труппы и обслуживающего персонала, пять грузовиков декораций, костюмов и реквизита, сам Маэстро, да еще и стареющая балерина Карла Фраччи (как дальняя родственница Верди) в придачу, стоят недешево. Отсюда вопрос: а стоила ли эта игра свеч? Зачем тратить бешеные деньги на спектакль, который из двенадцати миллионов москвичей (умолчим о всем населении страны) увидели не больше чем пять тысяч? К тому же, когда эта постановка давно растиражирована на DVD и эксклюзивной ценности уже не представляет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1539
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3452
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2528
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2042

Другие новости