На самом деле опыт далеко не первый: было время, когда Кремлевский дворец (тогда еще Дворец съездов) служил ГАБТу чем-то вроде филиала. Артисты театра не любили танцевать в огромном «аквариуме» с жестким полом и аурой протокола одного заседания. Теперь, конечно, выбирать не приходится – лучше балет (и гонорар за него) в Кремле, чем простой без гонорара.
Впрочем, Большой успешно миновал почти все кремлевские трудности. Билеты на «Дон Кихот» продавались только в партер, все успели вовремя пройти металлоискатели на входе, и спектакль начался в начале восьмого, а не в половине девятого (бывало здесь и такое!). Партер на 2000 мест заполнился полностью, что далеко не всегда бывает при показе балета в Кремле, даже при дешевых билетах. Видимо, подействовала информация о стоимости билетов: они были дешевле по сравнению с ценами на «Дон Кихота» в Большом.
Балетоманскую публику на спектакль привлек исполнитель главной партии Базиля – Денис Матвиенко. Этот высокий блондин с нового сезона танцует в Большом театре в качестве «приглашенной звезды» – в штат пока не зачислен, но выступать по контракту будет регулярно. Артист Киевской оперы не впервые танцует на российской сцене: Матвиенко успел поработать в Мариинке, но через год ушел оттуда: в театре неодобрительно смотрели на частые личные гастроли премьера и не одобряли его бесшабашный стиль танца, противоречащий легенде о петербургской школе балета. С тех пор Денис успел получить Гран-при на международном конкурсе артистов балета в Москве (2005). Именно там столичным знатокам балета бросилось в глаза его умение замечательно вертеться и высоко, а главное, далеко прыгать. Неоспоримая виртуозность Матвиенко в глазах многих стопроцентно перевесила бодрую наивность его манеры. А тут еще Алексей Ратманский, худрук балета ГАБТа, заявил, что среди премьеров Большого «есть харизматические личности, есть экзотические персоны, но так сложилось, что эти типажи единичны, а человека, который специализируется на виртуозном премьерском танце, нет вообще. Значит, надо искать, растить внутри труппы и не гнушаться приглашать танцовщиков со стороны». Сказано – сделано. Но «растить внутри» – дело хлопотное и долгое, а виртуоз нужен уже сейчас. Так в Большом театре и появился Матвиенко.
Одно дело – лихо сплясать на конкурсе, и совсем другое – вытянуть трехактный спектакль. Завышенные ожидания некоторых поклонников новый премьер ГАБТа пока не оправдал. Крутился он, как всегда, отлично, без проблем делая туры с обеих ног попеременно и ввинчиваясь в пол подобно буравчику. И в финальном круге прыжков летел так лихо, что чуть не оказался за кулисами. Но с Китри (Мария Александрова) у этого Базиля случился явный разнобой: то она казалась слишком «горячей», то он – чересчур «холодным». Возможно, у дуэта было слишком мало репетиций? Несколько раз Матвиенко не довел до кондиции обязанности партнера: чуть не уронил даму с высокой поддержки, а потом недокрутил ее за талию. Дружелюбно настроенная публика как будто все время ждала, что Денис ее поразит. Но за пределами техники ничего особо интересного не было – кроме, конечно, роста, стати и черного жилета, очень идущего к светлым волосам.