Еще недавно Центр искусств выглядел респектабельным выставочным залом, куда привозили русских авангардистов и всемирно известного дизайнера Филиппа Старка. С приходом молодых кураторов начинается новейшая история по известному адресу. Проект под названием «pARTy» полностью видоизменил и наполнил новым содержанием пространство бывших Сандуновских бань. Молодые художники, еще вчера участники радикальной группы «Радек», представили пять видеосюжетов, обрамленных фразами в духе марксизма-ленинизма. Все работы черно-белые и минималистичны по своей начинке. Центральное место занимает цифровое табло «Обратный отсчет» Виктора Макарова, на котором отмеряются минуты, секунды выставочного времени. В основном зале на стенах супрематическое видео Давида Тер-Оганяна и Алексея Булдакова, в котором плоские геометрические фигуры сражаются друг с другом. Все эти описания не смогут сравниться с той атмосферой, которая витает в обновленном воздухе на Неглинной. Кажется, что вот-вот здесь начнется и оформится новое движение, направление в искусстве, а точкой отсчета станет проект «pARTy».
В Центре кроме выставок планируется проводить семинары, лекции, мастер-классы и внедрять самые разнообразные формы культурного досуга. В ближайшее время цикл лекций, посвященный актуальным практикам современного искусства, прочитает художник Анатолий Осмоловский. Следом за ним известный киновед Влад Егоров покажет работы классиков авангардного кино.
Совсем по-другому свой жизненный путь начинает галерея фонда «Старый город». Несмотря на устремления кураторов в сторону современного искусства, все выглядит более или менее салонно и сдержанно. Право первой ночи отдали художнику Антону Литвину, участнику прославленного квартета «Escape», отстаивавшего в этом году честь России на Венецианской биеннале. Центром экспозиции стала самая обычная шкурка, серая и невзрачная, кусочки которой у многих до сих пор валяются дома. В прошлом наждачная бумага с успехом заменяла функции многих предметов. Литвин реанимирует материал прошлого, превращая его в художественный объект. Так, как выглядит данный проект, будет выглядеть и дальнейшая жизнь фонда. Всегда один художник и всегда одна работа, точнее, один объект. Немного эксперимента и риска, но не того, в конце которого пьют шампанское. Скорее история напомнит скромный поход в Тулу за пряниками и самоварами. Но даже при таком раскладе есть шанс открыть самородок и вдохнуть жизнь в необычайные проекты.
Совсем ничего или почти ничего не предвещает только одно место – «Якут-галерея». Если лет десять назад существовавшая в Нескучном саду галерея Якута шокировала и будоражила умы неофитов, то сегодня она совершила превращение наоборот – из Василисы Прекрасной в лягушку. Смиряет с отсутствием искусства само место – заброшенный завод неподалеку от Курского вокзала. Кирпичная кладка с врезанными в нее огромными окнами и видами на фабричные руины выглядят интереснее и разнообразнее, чем фото из путешествий по Востоку или скульптур младшего Рукавишникова. Самая большая боль и печаль выставки – «Луна и звезды» работы Алексея Беляева-Гинтовта. В свое время питерский художник выступил с красивым и грандиозным проектом установки гигантских скульптур-символов в Сибири. Огромные эскизы памятников, нарисованные синей шариковой ручкой, значились в графе «романтичные утопии». Сегодня романтика покрылась золотом, на котором сверкает красная кремлевская звезда, и ничего не осталось от шариковой ручки и Сибири.
Несмотря на жанровые и идеологические различия, все три проекта амбициозны и, возможно, в недалеком будущем вырвутся на лидирующие позиции на московской артсцене, изменяя привычные галерейные маршруты.