Это вполне приличная репрезентация, если учесть, что на предыдущие просмотры устроители приглашали не более 2–3 российских киномастеров. Таким образом, здесь гостили киноленты «Спаси и сохрани» Александра Сокурова, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, обе серии криминального «Брата» и декадентский «Про уродов и людей» Алексея Балабанова.
Балабанов представлен и на сей раз – своим новым фильмом «Жмурки» о первоначальном накоплении капитала «братками» с их крестным отцом, роль которого играет Никита Михалков. Однако польским селекционерам мировой кинопродукции «мокрых» историй, которыми изобилует и эта балабановская вещь, показалось маловато. И потому на фестиваль был приглашен также дебютант Валерий Рожнов с его творением «Ночной продавец», обозначенным как «молодежная комедия – ужастик с эротическо-детективным уклоном».
Среди же фильмов, претендующих на Приз зрительских симпатий (а возможно, и на благосклонность жюри), пресса выделяет киноленту «Водитель для Веры» Павла Чухрая и «Первые на Луне» Алексея Федорченко.
Чухрай знаком европейской публике еще по 90-м годам, после номинации на «Оскара» его фильма «Вор» с Владимиром Машковым в главной роли. В своей новой киноленте, отмечают критики, Чухрай тоже отдает дань детективному сюжету, но основной интерес представляет психологическая фабула «романа по расчету» курсанта Кремлевской роты с дочерью-хромоножкой генерала, служащего в Крыму.
А фильм Федорченко «Первые на Луне» сделан «под документ» и повествует о разработках в СССР секретной космической программы в 30-х годах. Эта лента уже стала призером Венецианского фестиваля. «Марс» Анны Меликян, тоже дебютантки, пока что получил более скромный приз – «Киношока-2004», собирающего в Анапе кинематографистов из СНГ и Прибалтики.
Из зарубежных светил «звезда номер один» на Варшавском фестивале, несомненно, Вим Вендерс. С его шедевром «Париж – Техас», выпущенным в 1984 году, хорошо знакомы и зрители нашей страны. В Варшаву мэтр из Германии привез картину «Входите без стука».
Весьма известен в мире и автор «Полуночного экспресса» англичанин Алан Паркер, в прошлом году председательствовавший на ХХVI Московском кинофестивале. По просочившимся в печать слухам, он собирается снимать художественный фильм о Юрии Гагарине.
Что касается тематики фестиваля, то она, как всегда, разнообразна. И все же пунктирную линию можно провести. В фильме Вима Вендерса «Входите без стука», которым открылся Варшавский фестиваль, блудный отец отправляется на поиски взрослого сына, о чьем существовании только что узнал. А завершается фестиваль лентой Дороты Кендзежавской о трудном обретении семейного очага.
И это дает право рецензентам утверждать, что вечные ценности были, есть и будут всегда в цене. Что и пытается до нас донести на своем образном языке современный кинематограф.
Фестиваль завершится 16 октября. В его заключительный день Гран-при и 5 тысяч долларов США будут вручены лучшему кинорежиссеру. Лучший сценарист также получит приз и чек на 1,5 тысячи долларов. Свой выбор сделают и зрители, наградив фаворита Призом симпатий.
Варшава