Валерий Гергиев доволен: сцен у Мариинского театра может быть не две, а сразу четыре.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Тревога оказалась ложной: за пожар приняли облако пыли, окутавшее сносимый ДК Первой пятилетки, и запах от сварочных работ. Похоже, жителям стоящих впритык к расчищаемой стройке домов стало невмоготу. Впрочем, идея расселения соседнего со стройкой квартала витает в воздухе: понятно, что втискивать огромное здание в тесный переулок нереально – ему потребуется «воздух». Расчистка пространства под Мариинку-2 идет, а вопросов и проблем меньше не становится. Планы реконструкции основного здания и строительства нового оказались настолько долгой историей, что театр подстраховался как мог, и в итоге сцен у Мариинского театра может оказаться не две, а сразу четыре: старое здание, новое, зал на месте сгоревшего склада декораций (театральные склады строят в Шушарах) и в Новой Голландии.
В основном здании подготовка велась без особого ажиотажа и фанфар. Пригласили французского архитектора Ксавье Фабра, который проделал аналогичную работу по реконструкции Пале Гарнье и театра Шатле. Весной 2003-го проект был представлен коллективу театра. Но поскольку проект реконструкции завязан на проекте Мариинки-2, то основные работы, которые планировали начать летом 2005-го, теперь начнут в 2006-м, сразу после фестиваля «Звезды белых ночей». Но возможно, что после закрытия сезона – то есть еще через месяц или вовсе в конце календарного года. Пока практически завершена только работа над фасадами и подсветкой. Реконструкцию здания обещают провести за четырнадцать месяцев, но этот срок кажется слишком оптимистичным. Зато сокращения персонала начались уже к началу нынешнего сезона, хотя, казалось бы, впереди еще сезон работы в полном объеме.
Мариинка-2 – самый долго и нервно тянущийся проект. Нынешняя стадия отсчитывается от 14 января 2003 года, когда был объявлен международный архитектурный конкурс на создание его проекта.
Первоначальные затраты планировались порядка 100 млн. долл. Затем возросли до 190. Последний вариант – 220 млн. евро. Отношения с автором тоже непросты. Доминик Перро выиграл конкурс в июне 2003-го, только в конце мая 2004-го с ним заключен госконтракт. Далее шли затяжные препирательства о том, кто будет строить и насколько автор «Мариинки в фольге» сможет осуществлять оговоренный контрактом авторский надзор. Наконец Перро зарегистрировал в России свое архитектурное бюро, и с ним заключили договор как с генеральным проектировщиком нового здания.
Проект и рабочая документация должны быть готовы к началу 2006 года, а строительство обещали закончить в 2008 году. Теперь – к 2009-му. Площадка должна была быть готова к июлю нынешнего: снести ДК должны были месяц назад, а расселить жилой дом рядом в конце прошлого года, но все еще не расселены четыре квартиры. Новый срок – октябрь. Зато разрешен вопрос с собственником здания ДК – профсоюзы в течение года получали из бюджета компенсацию за здание. Уже год назад снесена школа, началась работа по переносу инженерных сетей: предстоят практически метростроевские работы на глубине 12 метров под Крюковым каналом – это при болотистой почве. Общественность по-прежнему – но все реже – попискивает, один гражданин и вовсе устроил единоличную манифестацию, прогулявшись по Театральной площади, одетый лишь в трусы и плакат. Но за монументальными проектами строительства этого не заметно. Ведь и книги отзывов на конкурсе проектов как-то исчезли без следа.
Раньше всего, во время фестиваля «Звезды белых ночей»- 2006, откроют Мариинку-3, концертный зал на 1150 мест на месте декорационных мастерских на улице Писарева. Правда, здание углубляют в глубь квартала за счет части стадиона Академии спорта имени Лесгафта, и для хозяев стадиона это сюрприз. Мастерские – тоже памятник архитектуры, поэтому пожар 2003 года случился как-то очень вовремя. Но Мариинка уже за год до него начала строительство складской базы в промзоне «Шушары-1». И здесь запланированное на лето прошлого года окончание работ сдвинулось на последний квартал нынешнего.
С Новой Голландией определенности еще меньше. Мариинский театр как-то упустил этот объект из-под контроля. Но когда город взялся за ее реконструкцию, Гергиев, похоже, вновь задумался о Дворце фестивалей и репетиционной базе. Тем более что недавно было объявлено об увеличении финансирования крупных международных фестивалей, которые традиционно проводятся в Петербурге.
Как будет работать бездомная Мариинка – с точностью не знает никто. В Петербурге найти сцену сложно. Сцена БКЗ «Октябрьский», активно использовавшаяся в период реконструкции 1970-х, Гергиева не устраивает. Его идеи работать в Александровском театре в Финляндии уже отпали – там сцена раза в два меньше мариинской. С оперой и оркестром проблем меньше: при концертном исполнении сценография подождет на складах, а исполнители не утратят квалификации. Балету подобрать сцену для полноценных спектаклей сложно – ни мюзик-холл, ни музкомедия реально не смогут вместить даже простенькую «Жизель», тем более грандиозную «Баядерку». Хотя в таком строительном ажиотаже, похоже, уже не до художественных и исторических тонкостей. Не потому ли официальный сайт театра не может правильно сообщить даже имя императрицы, в честь которой назван театр.
═
Санкт-Петербург