Пока политики Польши думают о президентских выборах, над залом Национальной филармонии парит ангел: эмблема Международного фестиваля пианистов имени Шопена – ангел с крыльями, в оперенье которых черно-белые клавиши. Из 257 прибывших со всего мира на ХV Шопеновский фестиваль лишь 80 прошли через сито отборочных смотрин.
Для поляков Шопеновский конкурс – то же самое, что для нас конкурс Чайковского. И тот, и другой монографичны, то есть посвящены конкретному гению, имеют давние традиции и престиж.
В первом конкурсе, который прошел в 1927 году, принял участие 21-летний аспирант Ленинградской консерватории Дмитрий Шостакович. И увез он в Россию лишь почетный диплом. Триумфовал же соотечественник Лев Оборин, занявший на Шопеновском конкурсе первое место. Спустя почти три десятка лет успех своего учителя почти повторил на V конкурсе имени Шопена Владимир Ашкенази, завоевавший вторую премию. Несколько раньше, в 1949 году, призером стала Белла Давидович, разделившая лавры с польской пианисткой Галиной Черны-Стефаньской (кто нынче не знает имя этого выдающегося интерпретатора музыкального наследия Шопена!).
Романтик Шопен, к слову, не прост для современных пианистов, – одной техникой его не возьмешь. «Фортепианное бельканто» требует от исполнителей адекватного душевного резонанса. Получается это не у всех, о чем свидетельствует и статистика предварительного отбора.
Из 12 россиян в этом году, несмотря ни на какое политическое похолодание, барьер преодолели четверо: Ольга Козлова, Галина Чистякова, Андрей Ярошинский, Федор Амиров. И это неплохой результат в сравнении с тотальным отсевом претендентов из Италии, Великобритании, Швейцарии, Болгарии, Молдавии, Эстонии, Литвы...
Отбор на этот раз происходил по-новому: жюри отказалось от рассмотрения аудиозаписей, присылаемых кандидатами по почте. Прослушивание «вживую» гораздо более информативно, считает председатель конкурсного ареопага Анджей Ясинский. В число 19 судей конкурса в Варшаве вошли двое представителей России – Вера Горностаева и Владимир Крайнев.
Увы, как обычно (во всяком случае, именно в этом свойстве часто винят наш конкурс имени Чайковского), членам жюри приходится слушать собственных своих питомцев: в первый день конкурса выступила ученица Веры Горностаевой 19-летняя студентка Московской консерватории Ольга Козлова. Согласно условиям конкурса, за 40 минут, отпущенных каждому участнику, нужно исполнить восемь произведений Шопена. У конкурсантов выбор между тремя инструментами – «Каваи», «Стейнвей» и «Ямаха».
Первый этап прослушиваний закончится 12 октября. Собственно конкурс – 23 октября. А 17 октября конкурсанты вместе с поляками отметят 156-ю годовщину смерти Фридерика Шопена. В варшавском костеле Святого Креста, где замуровано сердце великого композитора, будет звучать моцартовский «Реквием».
Варшава