На сцене царит веселый идиотический кавардак. Сцена из спектакля 'Смешные деньги'.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Виртуозные комедии положений английского автора выдают в нем актера со стажем, который с математической точностью разложил мировой театральный репертуар на схемы и превратил их в своих пьесах в пародии. Им гомерически осмеивается сюжет. Чувствуется, что его до печенок достала классическая комедия, в которой, видимо, он немало потрудился как актер. Сюжет у него не просто феноменально запутывается, а доводится до идиотического апогея.
Константин Райкин – щукинец по происхождению, эксцентрик, наделенный чувством юмора, способный как актер и режиссер равно существовать в самых разных оттенках гротеска, имеет вкус к такому роду пьес. Динамичная молодая труппа «Сатирикона» воспитана худруком как азартная компания, которой по плечу и представление, и переживание, – это давало повод надеяться увидеть хорошо сделанный спектакль. Так и случилось, но отчасти.
Все, что касается каскада наезжающих друг на друга событий в крутых виражах, поставлено, сделано и сыграно технично, местами лихо, с куражом.
Человек случайно меняется чемоданчиком, в котором обнаруживает 750 тыс. фунтов стерлингов. Так везет в день своего рождения Генри Перкинсу. Однако этот золотой чемоданчик и становится причиной злоключений героя. Весь спектакль он хочет бежать с женой и чемоданчиком в Испанию, но ему препятствуют обстоятельства – чем дальше, тем больше.
Сначала один полицейский, приходя в дом, предъявляет обвинение Генри в недостойном общественном поведении, попутно вымогая взятку, потом другой полицейский приносит известие о насильственной смерти того же Генри и требует от родственников опознания трупа, поскольку в руках покойника был обнаружен чемоданчик Генри. Новый персонаж – новый поворот, новая нужда изворачиваться виновнику торжества Генри Перкинсу, который втягивает во вранье жену, друзей Бетти и Виктора Джонсонов. В доме случается большой кавардак. На сцене все закручивается вокруг кейса. Герои, если надо, ложатся на него, как солдаты, закрывая телом чемоданчик. Готовы рискнуть своей репутацией, пряча его под одеялом, а заодно и себя самих в рискованных позах, дающих повод делать самые смелые предположения о нетрадиционной ориентации двух семей. Ближе к финалу доблестная четверка в отчаянии накрывает кейс, пугаясь очередного визита полицейского, которому кажется, что он помешал группен-сексу.
Когда полицейский Слейтон (Сергей Климов) по ошибке путает уже свой кейс и берет заветный чемоданчик, то сцена обратной подмены поставлена остроумно, точно, смешно. Зрителя уже так заморочили, что и в зале теряются в догадках, где же тот чемоданчик со счастливыми деньгами.
Перед Слейтоном кривляются сначала два джентльмена, выдающих себя за активных геев и приглашающих в свою компанию его быть третьим, потом исполняют пластические этюды два эксцентричных безумца, готовых любой ценой отвлечь полицейского.
Однако не всегда актерам удается держаться в жанре этой атлетически легкой комедии положений, не впадая в пусть и близкие, но все-таки иные жанры и стилистики. Случается подмена водевильной техникой, как в случае с Джейн Перкинс Лики Нифонтовой, Виктором Джонсоном Максима Аверина.
Джейн так пугается визита полицейского, как будто она замочила Ловчилу (это его труп приняли в полиции за тело Генри). Так не боялась своего палача Мария Стюарт. Эксплуатируется показное состояние страха, но недостает легкой, изобретательной игры. Виктор Джонс не стал типажом: то ли подкаблучник, то ли флегматик в накладном парике, то ли теленок, которому давно пора бы стать по возрасту быком. И здесь нет органики поведения типажа. Актер слишком прячется за внешние детали, но не демонстрирует подлинной свободы, нет необходимого для Куни актерского флирта с техникой. С такой пластикой уместнее играть в русском водевиле мужа-простака.
Дмитрий Суханов в главной роли Генри, Марина Иванова в роли Бетти – как раз пример понимания природы такого рода комедии. Они не спешат демонстрировать чувства, предпочитая реагировать на обстоятельства, причем эти реакции могут быть совершенно невероятными. Как высокая Бетти почти в акробатическом прыжке со страху сделает кульбит в воздухе, как Генри и компания протанцуют избавление от назойливого полицейского Дэвенпорта (Алексей Якубов). Как в диванных сценах с одеялом герой будет лихо режиссировать укрытие чемоданчика, наконец, как просто будет признаваться от усталости во лжи, истощения фантазии в своем вранье.
В эти театральные мгновения понимаешь: на нашу сцену пришла хорошо сделанная пьеса, которая может стать хорошо сделанным спектаклем.