Земляки очень любят Колю, но лучше бы он со своими проблемами катился дальше.
Кадр из фильма 'Коля перекати-поле'. Фото предоставлено компанией 'Стелла'
Главный герой «Облака-рая», Коля, житель замызганного поселка, неожиданно заявляет, что уезжает на Дальний Восток. Друзья и знакомые оживляются: как же, появился повод мужчинам с утра откупорить бутыль самогона (потом – другую, третью), женщинам – навесить на шеи купленные в местном магазине ядовито-розовые пластмассовые бусы и оранжевые серьги, да и вообще не так часто в жизни Богом забытого поселка случаются события – разве что помрет кто.
Через 14 лет Николай Досталь собрал тех же самых актеров и снял продолжение «Облака-рая» - «Коля перекати-поле». Непутевый Коля (Андрей Жигалов) неожиданно возвращается в родные пенаты на потрепанной старенькой иномарке, в желтой куртке и красных штанах, всем этим великолепием вызывая шок у местного населения и острое желание пооткрывать все имеющиеся в населенном пункте бутылки. За десять лет в родном поселке ничего не изменилось – все так же исступленно скучает Колин лучший друг (Сергей Баталов), в чем ему с такой же скукой помогает жена (Ирина Розанова), те же серые блочные дома, те же зевающие бабульки в мохеровых беретах на развалившейся автобусной остановке... Только оставленная когда-то Колей любимая девушка Наташа (Алла Клюка) за это время, оказывается, родила от Коли сына, после чего вышла замуж за милого скучного человека и родила еще одного. Ску-учно. Но как все рады, что Коленька вернулся, – нет повода не выпить! И чем больше оживает и пьянеет поселок, тем грустнее становится Коле – он хочет любви и ласки, он заваливает всех смешными закордонными подарками, смотрит печально-влюбленными глазами на сына, который никогда не узнает, кто его настоящий отец. Десять лет назад он уже расшевелил это болото своим неожиданным отъездом, а теперь придумывает и вовсе радикальный путь к сердцам земляков – объявляет, что смертельно болен и жить ему осталось месяц. Пьяное болото оживает еще больше – здесь не только суперповод выпить еще и еще, но, например, зачем Коле машина, если помирать скоро? Зачем ему эта куртка, эти клевые штаны? Ты, Коленька, отдай все нам, а мы тебя все равно любим, жалеем и будем помнить вечно. Давайте за это выпьем. Ничего у Коли не получилось, кроме как стать героем бесконечных тостов. И уезжает блудный сын на раздолбанном автобусе подальше от «любвеобильных» земляков, а куда – сам пока не знает.
Кто хочет жить в болоте, тот не только будет там жить, но там и помрет, хоть домкратом его вытаскивай. Рассказ о жизни поселка-городка у Досталя оборачивается настоящей трагедией всей российской провинции. Не так страшно даже то, что людям скучно жить и нечем думать, – страшно другое: они не подозревают, что бывает по-другому. Они бы очень удивились, если бы узнали, что серость не просто скучна – она убийственно жестока. Доброго дела от скуки не сделаешь, а подлости – они по большей части от скуки и совершаются. Смешной неугомонный Коля, клоун с грустными глазами, это понимает. И сам себя вытаскивает из этого болота за волосы, как незабвенный барон Мюнхгаузен. Похоже, барон был и не такой уж врун. У них вообще с Колей много общего, в первую очередь – одиночество и желание разбередить безнадежное болото. Андрей Жигалов, играющий Колю, – не профессиональный актер, он клоун, в Германии у него свое шоу. Но той буре эмоций, что спрятана за грустным, с поволокой, взглядом, за тихим голосом и странноватой дикцией, может позавидовать любой профессиональный трагик.
«Коля перекати-поле» – фильм, который надо смотреть тем, кто еще верит в загадочную русскую душу, в то, что скоро русский человек, облагороженный повсеместными реформами, «Белинского и Гоголя с базара понесет». Фильм Досталя не оставляет надежд, как в свое время не оставляла их «Маленькая Вера». Коля – типичное малобюджетное кино, снятое в основном на государственные деньги, а государство, как известно, больших денег на кинопроизводство не дает. При этом фильм настолько эмоционально насыщен, настолько остроумен и трагичен одновременно, что смотрится легче иного блокбастера.
В следующем году государство намерено выделить 1 млрд. руб. на продвижение отечественного кино – сюда входит и оплата копий фильма, и оплата части рекламы. Конечно, этих денег катастрофически мало, с ними отечественное кино не продвинешь. И многие российские фильмы рискуют остаться за кадром внимания публики, которая по-прежнему будет валом валить на блокбастеры, не подозревая, что смотреть «камерное», без спецэффектов, малобюджетное кино может оказаться делом не менее захватывающим.