Один из самых популярных и второй по значимости после Лувра музей Орсе открыл грандиозную экспозицию «Русское искусство второй половины XIX века: в поисках самобытности». Выставку готовили французы, и заявленные ими тема и исторические рамки не случайны. Французская публика осведомлена о существовании русского авангарда благодаря выставкам: в столице «Москва–Париж» и в г. Нанте «Русский авангард: 1905–1925 гг.». Ценят потомки галлов и древнерусскую иконопись. О развитии изобразительных искусств в России в XIX веке им не известно практически ничего.
«Мы восхищаемся романами Толстого и Достоевского, обожаем пьесы Чехова, с удовольствием слушаем музыку Чайковского, Римского-Корсакова и Мусоргского, а пластические работы их соотечественников, трудившихся в ту же эпоху, до сих пор остаются для нас terra incognita», – заявил на открытии выставки директор музея Орсе Серж Лемуан. Экспонаты для четырехмесячной экспозиции отбирались не один год. «Мы сознательно отказались от русских импрессионистов и европейского течения в русской живописи, – поясняют кураторы. – Нам был чрезвычайно интересен тот факт, что, выйдя из стен Академии художеств, где они воспитывались на мировой классике, и побывав потом в центрах искусств – Италии и Франции, ваши художники в конце концов обратились к национальным, религиозным и литературным истокам и народным традициям».
Организаторы старались затронуть все сферы искусства: живопись, графику, скульптуру, прикладное народное творчество, фотографию, не претендуя при этом на всеохватность. Амбициозность их проекта состояла в том, чтобы показать произведения, которые ранее никогда из России не вывозились, поэтому такое внимание уделено, например, картине Репина «Крестный ход в Курской губернии». Русский реализм представлен в экспозиции лучшими произведениями Третьяковской галереи и Русского музея, среди которых пейзажи Куинджи «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», «Над вечным покоем» Левитана и «Московский дворик» Поленова. Исторические и религиозные сюжеты предстают на полотнах Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Христос в пустыне» Крамского и «Апофеоз войны» Верещагина. Демонстрируется знаменитое полотно Репина «Не ждали» и хрестоматийные работы передвижников «Всюду жизнь» Ярошенко и «Ремонтные работы» Савицкого. Специальное место отвели миру русской сказки («Иван-царевич на сером волке» Васнецова и «Богатырь» Врубеля). Михаилу Врубелю вообще уделено особое внимание, он выступает в двух ипостасях: как художник-мистик, создатель «Демонов» – сидящего и летящего и «Царевны Лебедь» и как один из активных участников абрамцевского кружка.
Совершенно неожиданно центральные залы выставки отданы под предметы декоративного и прикладного искусства. Фарфоровые статуэтки представителей всех национальностей Российской империи из Петербургского этнографического музея соседствуют с золоченым, покрытым эмалью и каменьями сервизом для вина, который повторяет формы древних ковшей. Самый приметный экспонат неорусского стиля – гигантских размеров камин, украшенный майоликой «Микула Селянинович и Вольга». Врубель с Петром Ваулиным исполнил пять таких каминов, один из них демонстрировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Экземпляр, который сейчас привезли во Францию, – единственный полностью сохранивший свою первозданность. Состоящий из множества хрупких фрагментов, он потребовал от специалистов Третьяковской галереи неделю кропотливой работы по его сборке. Благодаря неистовой увлеченности французских кураторов народным промыслом произошло приятное открытие. Попросив разрешение посетить запасники музея Сергиева Посада, они обнаружили громадную трехстворчатую резную дверь библиотечного шкафа со сложным резным орнаментом лесного царства, выполненную по эскизам Рериха. До сих пор она числилась пропавшей со времен Второй мировой войны. Завершают основную часть экспозиции деревянная скульптура Коненкова, полотна Серебряковой, Лентулова и «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина.
Париж