Борьба театральных деятелей за свои права активизировалась до степени серьезных волнений театральной общественности. В ходу все средства – от обращений деятелей культуры к министру экономического развития до влиятельных ходоков к президенту. Но среди столпов российского театра, не раз встречавшихся с Владимиром Путиным, как-то не наблюдалось деятелей хореографии. Наверно, они не набрали нужного влияния. Да и свои особенные, балетные претензии деятели еще только собирают, так сказать, систематизируют, чтобы заявить о своем наболевшем отдельно. Ведь у балетных театров России действительно существуют не только общие с драмой, но и свои, специфические проблемы.
Вот пример. Ведущие театры страны, ГАБТ и Мариинка, получают президентский грант, что прекрасно. Но разрыв в зарплате между лидерами и другими российскими коллективами оперы и балета немыслимо большой. Тот, кто не получает госпомощь, обречен на полунищенское существование. Понятно, что всем гранты не выплатишь, хотя и тут есть способ – доплаты «своим» театрам от региональных властей. Но чиновники на местах что-то не спешат последовать примеру президента.
Существует другое решение. Его образец можно найти, например, на сайте Американского балетного театра. Там рядом с биографией и репертуаром ведущих исполнителей труппы указано имя официального покровителя танцовщика или балерины, как правило, частного лица, чья финансовая помощь дает возможность платить данному артисту неплохую зарплату. Но это ситуация в стране, где действует закон, снижающий налоги на сумму оказанной благотворительности. У нас покровительствовать – себе дороже: планировавшегося еще в перестройку закона о меценатах нет до сих пор, а без него подобная программа особо не сработает, разве что на уровне личных симпатий того или иного богача к конкретной балерине. Между тем кадровая проблема в провинциальных театрах обострилась до крайности: как сформулировал худрук Пермского оперного театра Степан Исаакян, артисты «не готовы работать на советских условиях».
По словам Елены Левшиной, ректора петербургского Института инновационных программ повышения квалификации работников культуры, специалиста по экономике и социологии театра, существующие законы не позволяют неакадемическим театрам самим поднимать тарифные разряды. В итоге во многих провинциальных театрах исполнителям платят по
15-му разряду. Впрочем, с 1 января 2007 года тарифная сетка в бюджетной сфере будет отменена. Введут систему должностных окладов. А пока все зависит от властей на местах. Оказывается, даже проблему с тарифами можно решить, если губернатор издаст указ областного значения о своем театре как о достоянии губернского масштаба┘
Худруков театров, хоть они в этом и не признаются, больше всего устроило бы театральное крепостное право со всеми вытекающими из него последствиями: хочу – держу артиста на прочной привязи, хочу – увольняю. Возможность исполнителя свободно переходить из театра в театр и вообще бросать страну и классику (вместе с нищенской зарплатой) ради заработка в ночном клубе за границей вызывает у руководителей коллективов активное желание это ограничить, а если получится, то и запретить. Кстати, второе сделать едва ли не труднее, чем первое: российское трудовое законодательство довольно рьяно защищает интересы работника перед работодателем. При этом закон всех стрижет под одну гребенку, не предлагая вариантов для творческих профессий. Уволенные за профнепригодность артисты легко восстанавливаются на работе по суду и могут до седых волос ходить в театр за зарплатой, годами не выходя на сцену. Штат театра забит творческим балластом, не позволяющим принять на работу молодых и способных. Получается, что защита творческого работника у нас на высоте. А творчество защитить некому.
Проблему мог бы решить так называемый список творческих профессий, уточняющий, с кем и как можно заключать срочный трудовой договор, именуемый в народе контрактом. Но списка, о котором давно хлопочут директора театров, все нет и нет (тут не обошлось без «антилоббирования» профсоюзов работников культуры). А без него положение Трудового кодекса о срочных договорах – пустой звук: нет регулирующего закон подзаконного акта.
Впрочем, с социальной защитой тоже не все в порядке. В частных балетных труппах теперь отменена государственная балетная пенсия. Лишь в гостеатре артист имеет право на пенсию по выслуге лет, отработав 20 годочков. Получается, что в частных компаниях артист теперь должен или уходить восвояси без денег в 40 лет, ожидая пенсионного возраста, или танцевать до 55 (женщины) или 60. Вы хотите смотреть на 60-летнего танцовщика? К тому же закон не учитывает особенности балетной профессии. В частности, в стаж артиста балета не входят ни роды, ни декрет, ни армия, ни даже гастроли (если артист берет на них отпуск без сохранения содержания). А в северных и приравненных к ним регионах у танцовщиков, как и у всех прочих, отбирают «северные» надбавки (до 60% к окладу).
И это лишь одна из многих проблем. Можно было бы еще расписать допотопный уровень технического оснащения многих музыкальных коллективов, в которых один театральный микрофон стоит от полутора до двух тысяч долларов, а лампы по тридцать долларов лопаются гораздо чаще, чем у театра появляются средства на их покупку. За время одного спектакля ламп сгорает до 10 штук. Какие там световые эффекты! Дай бог зрителю вообще что-нибудь рассмотреть.
В общем, ясно: пора, пора идти балетным ходокам в Кремль.