Фотографы пытаются дотронуться до Петербурга руками.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Виджи полюбил родину небоскребов, а город ответил взаимностью, открывшись в самых необычных местах, закоулках, людях и событиях. Ему удалось запечатлеть и выразить черно-белой гаммой все оттенки и краски танцующего под джаз Нью-Йорка.
Под крышей центра современного искусства «М’АРС» объединились два проекта: «Серебряная фотография Петербурга» и кураторский проект Василины Аллахвердиевой «Субъективное время». Из чего следует, что пейзажи славного города на Неве украшают фотофантазии современных художников, живущих в параллельном измерении.
Первый проект представляет более 200 черно-белых работ петербургских фотографов. Андрей Чежин в «Городе на ощупь» трогает Петербург руками: масштаб зданий сведен до размера ладоней фотографа. Получается, что рядом с большими руками Чежина – «Медный всадник», а его кулак величиной с офисное здание. Идея «города как на ладони» вдохновила Викторию Китаеву на серию «Мифы Санкт-Петербурга», ее город заключен в волшебный шар. В нем отражаются места-символы, окруженные историями и страшными городскими легендами, которые специально разучивают экскурсоводы для ночных туристических прогулок.
Успешно с темой города конкурирует эротика. Ее, правда, немного. Серьезно и вызывающее выглядит Александр Черногривов, работы которого станут «бомбой замедленного действия», коктейлем Молотова на спокойной и размеренной выставке. Провинциальная молодежь и первые эксперименты в жанре «ню» на пляже. Сражающая наповал черно-белая серия в духе фильма времен перестройки «Маленькая Вера» и «Лолиты». На фоне влажного песка, заброшенных лодок и разрушенных сараев молодые люди кривляются, выставляя напоказ несформировавшиеся тела. Сапоги на голые ноги, одежда с чужого плеча, юношеская небритость не оставят равнодушным зрителя. При этом Черногривову удалось остаться в рамках приличий, что в будущем не даст приклеиться к его творчеству ярлыку «порнограф» и «растлитель малолетних».
В рамках проекта «Субъективное время» художников мало беспокоит город, люди – они не фотографы. Их истории скорее похожи на документацию художественных акций. К примеру, в 1986 году Сашу Шабурова, участника группы «Синие носы», преследовало повсюду слово «Ананиска», нарисованное мелом в общественных местах. То у автоматов с газировкой, то на магазине с выставленными в витрине консервными банками и так по всему городу. Фотографии вызывают ностальгию не по надписям на заборе, а по тем скромным и бедным временам, когда стакан газировки был способен укрепить и вернуть к жизни не хуже, чем полная страховка сегодня. Извечный страх перед одиночеством и фантазии о прекрасной половине нашли отражение в виде приватизированного полумесяца из проекта Леонида Тишкова и Бориса Бендикова. Светящийся месяц сопровождает художника на прогулках, составляет компанию вечерами на веранде, укладывается под утро спать. «Частная луна» намного интереснее, чем «Ананиска» на заборах или розовый заяц, забытый на снегу, на фотографиях Ростана Тавасиева.
Как известно, черно-белая или цветная карточка – это не просто «сертификат присутствия». Виды засыпанной песком деревни на Чукотке на фотографиях Александра Антощенкова пленят даже заядлого читателя географических журналов. Он просто констатирует, что есть люди, живущие на границе песка и воды, мимо которых точно неспешно течет река субъективного времени.