Евгений Гришковец удивляется тому, что с ним делают режиссеры.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Сегодня утром в Центре имени Мейерхольда открывается фестиваль «Новая драма». Пожалуй, единственный фестиваль, который старается жить фестивальной жизнью, то есть забирая зрителя без остатка: утром – дискуссии, днем – читки и фильмы, вечером – спектакли, ночью – споры об увиденном.
Фестиваль «Новая драма» – главный ньюсмейкер этих дней, начала нового театрального сезона. Следующее более или менее шумное событие грядет в начале октября: в Трехпрудном переулке, по соседству с Театром.doc, откроется новый театр «Практика», проект Эдуарда Боякова, поддержанный Комитетом по культуре Москвы и одной крупной строительной компанией. Существенное обстоятельство: этот новый театр также собирается заниматься новыми пьесами. В его репертуарном совете знаменитости: братья Олег и Владимир Пресняковы, Евгений Гришковец, Владимир Сорокин, Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев, Михаил Угаров, Елена Гремина.
«Иссякла энергия отрицания новой драмы», – говорит Павел Руднев, отборщик нынешнего, четвертого по счету фестиваля. В рамках нынешней фестивальной недели, с 22 по 30 сентября, будет представлено около десятка новых книжек, сплошь – из новой драматургии. «Культурный слой» братьев Дурненковых, сборник пьес Ивана Вырыпаева, книги Василия Сигарева, Максима Курочкина, Данилы Привалова, сборник политической пьесы «Путин.doc». Журнал «Новое литературное обозрение» теперь обещает посвящать спорам о современной драматургии страницы в каждом своем новом номере. «Новая драма становится мейнстримом», – то ли с радостью, то ли с печалью говорит Руднев. «Наверное, это хорошо, – считает он, – выясняется, как легко можно повернуть процесс, если приложить к этому какие-то усилия». Опасности станут, наверное, заметны чуть позже.
Несмотря на то что в программе большую часть фестивального времени предполагается потратить на разговоры собственно про «новую драму», ее качества и количества, говорить как будто бы и не собираются. Выбор темы для первой и последней встреч обозначает водораздел: «Современное искусство: выбор между «что» и «как». Предполагается разговор про «что», в центре нынешнего фестиваля – разговор о войне, об отношении к нему современного общества.
В определенном смысле нынешний фестиваль проходит как своего рода филиал Толстовских чтений, так как темы, которые теперь предлагаются гостям и участникам «Новой драмы», определились в августе, на семинаре в Ясной Поляне. К каждому нынешнему разговору предпослана цитата из Толстого. Например, из «Севастопольских рассказов»: «Герой повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда». Отсюда – рукой подать до чеченских сюжетов. В афише «Новой драмы» – три пьесы про чеченскую войну – «Часовой» Сергея Решетникова, «Мы, вы, они» Анны Кармановой и Артема Северского и документальный текст Ольги Дарфи. В театре «толстовскую интонацию» поддерживает прошлогодняя премьера Театра Олега Табакова «Воскресение. Супер», сочинение братьев Пресняковых по мотивам романа Толстого «Воскресение».
В театральной программе сегодня вечером – спектакль Театра Оскара Коршуноваса «Город». Пьеса Евгения Гришковца известна московской публике по двум ее интерпретациям, в Театре п/р Олега Табакова и в «Школе современной пьесы» (в последней, к слову, занял себя в роли шофера такси постановщик спектакля Иосиф Райхельгауз). По словам Павла Руднева, литовский спектакль должен удивить тех, кто видел эти версии или успел прочесть пьесу: «Это – не сентиментальный Гришковец, не мелодраматический, наоборот, жесткий. Спектакль Театра Коршуноваса – про агрессию человека, который задыхается от агрессии города, улицы. Финал, во многом опрокидывающий все прежде сказанное, фактически додуман за автора. То есть текст – авторский, но вот поступки – несколько отличаются от придуманного Гришковцом». Вообще, несмотря ни на какие полеты и падения наших самолетов, русская драма становится все более интересной для наших ближайших прибалтийских соседей (из Финляндии, которая тоже участвует в «Новой драме», привезут аутентичную финскую пьесу про свою финляндскую глубинку). «Городом» Евгения Гришковца Коршуновас фактически открыл сезон современной русской пьесы: в октябре он выпускает в Вильнюсе пьесу братьев Пресняковых «Изображая жертву». В афише «Новой драмы» эту пьесу с легким матерком представляет МХТ имени Чехова.