Но не всегда такая красота получается, а чаще получается тяжелая работа над собой в кинозале. Однако на какой-то по счету день из экрана выпадает что-нибудь прекрасное. Например, «Сундук предков» (реж. Нурбек Эген) – одно название чего стоит. Российско-киргизско-германский проект, между прочим. Французская девушка Изабель попадает в киргизский аул, на родину своего возлюбленного Айдара и выпадает из контекста собственного существования, но выдерживает все восточные испытания. Настолько выдерживает, что ее не убивает даже табун сбесившихся лошадей, сметающий все на своем пути. Кроме нее самой, конечно. И все это вместо того, чтобы жить долго и счастливо. Надеемся, что именно этим и займутся герои за рамками картины, к чему у них есть все посылки и основания. Картина еще хороша тем, что ее можно смотреть с любого места и наблюдать прекрасную азиатскую красоту. Насмотришься такого, и становится понятно, почему европейцы, попадающие в чистый воздух, легко и незатейливо справляются со всеми тяжелыми испытаниями, выпадающими им. Становится понятно, почему близко и любимо во всем мире медитативное восточное кино. Потому что каждому хочется лежать под сенью (даже все равно чего) и медитировать. Вообще замечено, что кино азиатских республик на «Киношоке» последние года четыре бьет рекорды популярности и получает все призы и звания. До того на это место в СНГ и Балтии претендовали только славящиеся собственно созерцательностью прибалты. Литовское кино тоже участвует в нынешнем конкурсе в лице состоявшегося классика Шарунаса Бартаса, который привез в Анапу картину «Семь невидимок». От него также ждут гран-при. Литовско-французско-португальская лента снималась почему-то в деревеньке Вулкановка, что находится километрах в 50–80 от фестивального центра, а точнее, на самом севере Краснодарского края, где-то между Темрюком и Таманью. Вероятно, Бартас, получивший приз анапского кинофестиваля несколько лет назад, тогда и зацепился памятью за эти места. Впечатлительный литовский интеллект ловко наблюдает непригодную жизнь непригодных людей в непригодном месте, и получается картина наднационального бытия. И почему все они все время делают фильмы об этих русских? Интрига заключается еще и в том, что съемочная группа сняла кино о том, как снималось это кино, – про Вулкановку, непригодную жизнь местных жителей, некоторые из них заняты в картине, и о том, как даже у непригодных людей отъезжает крыша, когда они становятся пригодными. Общеизвестно, что главная задача режиссера подсмотреть жизнь. А здесь получился чудный сюжет – подсматривающий за подсматривающим. Есть и такой жанр. Фильм про Вулкановку тоже покажут на «Киношоке».
Кинематограф, как мы знаем, не всегда приятное зрелище. Но всегда с удовольствием можно наблюдать приятные лица крупных и средних деятелей культуры – гостей фестиваля. Ирина Алферова и Елена Коренева, Лев Дуров и Сергей Юрский, Юрий Беляев и Валерий Баринов запросто общаются с рядовыми гражданами. Многие из вышеназванных некогда работали в жюри фестиваля, а теперь ездят сюда постоянно. Причем уже с весны начинают, как те отличники, тянуть руку, чтобы попасть к доске и быть отмеченными строгими учителями, каковыми являются президент «Киношока» Виктор Мережко и директор Ирина Шевчук. Дадим же возможность особо жаждущим ответить урок. Итак. Всеобщий любимец Бартас Андрею Битову не понравился. «Для меня у него чужие ассоциации, хотя я, как и он, обожаю степной Северный Кавказ, степной Крым, степь вообще, именно то, где и происходит действие. Зато вот «Манга», которую почему-то взялось поругивать большинство, показалась мне вполне симпатичной молодежной картиной. Она сделана иными, понятными именно новым, другим людям средствами. Фильм по стилистике напоминает мне прозу, а так как читать до сих пор у нас многие не умеют, то и понимание получается не всегда». Ираклий Квирикадзе также не в первый раз на «Киношоке». В этом году, по его словам, конкурсная программа собрала целый урожай картин очень высокого качества. «Я с радостью увидел две грузинские картины в конкурсе, грузины давно не привозили никакого кино, и для меня это особенно важно, потому что я увидел, что мое любимое грузинское кино живо».
Анапа