Владимир Васильев предпочитает солнечный пляж темному кинозалу.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В кинозале, однако, замечено немалое количество людей, бросивших море и солнце ради киноразвлечений и желающих приобщиться к прекрасному. Конкурс только начался, поэтому сказать о программе можно немного. Киргизы привезли «Плач матери о манкурте» (реж. Бакыт Карагулов), очередное прочтение записанной некогда Чингизом Айтматовым в книге «И дольше века длится день» легенды о манкуртах. Как будто бы не было за все эти годы ни одной сказки, песни, былины в крайнем случае┘ Казахи показали «Подростка» (реж. Елкин Туйчиев), фильм, повествующий о взрослении. Вечное о вечном. Мальчик, невестка, влюбленность – весь набор подростковых впечатлений. Грузинская картина «Прогулка в Карабах» (реж. Леван Тутберидзе) о более подрощенных мальчиках, причем подрощенных в элитном грузинском обществе с отдельным представлением о себе, то есть и мальчики, и общество о себе что-то отдельно представляют. Но именно об этом нет ни слова в картине – мы только догадываемся. Однако у героев, попавших в на кинопленку, масса проблем – непростые отношения с родителями, девушки, любовь┘ Есть о чем побеспокоиться. И вот эти славные ребята отправляются на машине за очередной порцией (это показалось правдоподобно и понятно) в пригород Тбилиси. А попадают в центр событий – армяно-карабахский конфликт. (Заметим, что действие происходит в начале 90-х.) Армяне, азербайджанцы. Плен, побег, русские журналисты. И здесь-то массу открытий может сделать в себе, а также в окружающих «золотой грузинский мальчик» и даже найти в душе место подвигу. Подвиг совершается. Друг освобожден из плена. С победой и наркотиками, а также на обретенной машине все возвращаются домой. Кто-то из зрителей, уже после просмотра за чашкой кофе, припомнил, что когда-то какой-то их азербайджанский приятель также выехал с дачи на БТР за водкой, но свернул не на ту дорогу, в темноте ведь можно и заплутать, а посветлу в магазин никто не ездит, и оказался участником военного переворота. Это к тому, что история сама по себе вполне правдоподобна. Но финал ее еще прекраснее. На пресс-конференции (по окончании конкурсных просмотров есть и такие мероприятия) возникает доброжелательный и любопытный диалог: кто главнее, первичнее, грамотнее – азербайджанцы, армяне или грузины? Или кто из них право имеет? Словом, пока вот такой конкурс. Множество показов, конечно, еще впереди. Ждут здесь и российскую картину «Замыслил я побег┘» Мурада Ибрагимбекова. Он уже получал специальный приз жюри «Киношока» несколько лет назад, а также «Серебряного Льва» в Венеции за картину «Нефть». Режиссер убежден, что его новый фильм идеально подходит к концепции фестиваля стран СНГ и Балтии, потому что напоминает о московских событиях августа 91-го года. Ибрагимбеков убежден, что снимать такое вспоминательное кино нужно, важно и актуально. Потому что, несмотря на отдельное развитие стран, культур и кинематографов практически нигде не наблюдается разумного социополитического анализа происшедшего и происходящего. А событий произошло и происходит немерено. Но по-прежнему наблюдается взаимообидчивость, что мы и видим в национальном кинематографе, кинематографе бывших союзных республик. «Мне не очень нравится такая позиция «обиженного» в кино, что есть отражение общественных процессов, – говорит Мурад Ибрагимбеков. – Причем я вовсе не против независимости бывших союзных республик, хотя не вижу в этом большого смысла. Мне непонятна вспенивающаяся местами и временами ксенофобия. И это даже не попытка решить свои внутренние психологические проблемы, а попытка психологической защиты и глубокой личной обиды. То есть это проблема внутри самих себя – страны и национальности, я имею в виду. Об этом я и собираюсь беседовать на фестивале «Киношок» на любимом мною анапском пляже с моими любимыми коллегами из ближнего зарубежья».
═
Анапа