В Доме музыки решили отвести первое отделение сольному выступлению американского пианиста, во втором исполнить «Реквием» Моцарта. Это логично, только музыкальная сторона, к сожалению, оставила желать лучшего. Сначала публике пообещали явление «восходящей звезды», молодого американца Джесси Дэвиса, воспитанника Школы искусств Северной Калифорнии, обладателя множества международных премий. Восходящая звезда оказалась перепуганным рыжим мальчиком, который с наскока стал играть Вариации Моцарта, а потом «Аппассионату» Бетховена. Все это исполнено было в страшном переполохе, так что музыкальные намерения остались неясны, а недостаток хорошей фортепианной школы был очевидным (поверхностное туше, грубая динамика, неумелая педаль и т.д.). Такие срывы на почве волнения случаются и с людьми очень талантливыми; как сказал однажды Софроницкий, сыграть случайно хорошо нельзя, можно сыграть случайно плохо. Наверное, это и произошло, так что хотелось бы еще раз послушать Джесси Дэвиса в более спокойной обстановке.
Ненамного лучше было и второе отделение. Оган Дурьян дирижировал оркестром Центра Стаса Намина, солисты – Иванилова (сопрано), Оганесова (меццо), Фараджев (тенор) и Огнев (бас). Идея дирижера была понятной: он хотел, чтобы сочинение прозвучало значительно. Для этого все быстрые темпы он заменил на медленные и почти все пиано – на форте. В результате Камерный хор Московской консерватории надрывался из последних сил, оркестр «выпиливал» так усердно, что иногда вместо нужных нот раздавался то скрип, то свист, а солисты, которым в медленном темпе не хватало дыхания, временами не мудрствуя лукаво брали его прямо посреди слова. Также не оправдала себя попытка Бориса Тевлина (руководитель хора) заставить своих подопечных выучить этот сложнейший Реквием наизусть, презрев традиционное пение по нотам. Талантливая консерваторская молодежь ноты-то выучила, а вот латынь┘
Из положения выходили кто как: кто на «ва-ва-ва» пел, кто на «ды-ды-ды». Это, правда, было на втором плане, на первом оставались ясные отчетливые вступления, причем запомнился баритон, громко, фальшиво и неожиданно печально воскликнувший: «Sanctus!» Справедливости ради отметим, что сейчас хор явно замучен многочисленными репетициями, а вот в июне он был в гораздо лучшей форме и с триумфальным успехом выступал на гастролях в Париже.
Иными словами, исполнение было скорее забавным, чем одухотворенным. Его финальные кадры: громовая овация (аплодировали стоя) – и старый дирижер, понуро уходящий со сцены.
Что же касается цикла концертов исламской музыки, который начался в Москве в воскресенье, 14–15-го продолжится в Махачкале, а завершится 18-го в Саратове, то, нисколько не умаляя его музыкальных достоинств (а исполнять предполагается исламские поминальные молитвы и духовную музыку), обратим внимание вот на что. Среди организаторов этого цикла первым называют один независимый исламский информационный канал. Зайдя на соответствующий сайт, можно прочесть, что сопротивление сионистам на Святой земле – часть веры мусульманина и всякие переговоры возмутительны. Странно, что та же организация выступает с идеей провести поминальные концерты. Музыкальный проект вообще называется «Аллах любит красоту», но, приводя эти слова Мухаммеда, устроители не забывают о том, что, по законам веры, есть люди, с которыми следует продолжать борьбу. С одной стороны – акция сопротивления насилию, с другой – призыв к продолжению конфликта.