– Екатерина, вы были куратором выставки «Москва–Берлин», также довольно масштабного российского проекта. Наверняка были в вашей кураторской практике и какие-то другие проекты, когда приходилось думать о том, что такое образ России, какой нашу страну должны увидеть за рубежом?
═
– Да, я все время об этом думаю и книжку написала про историю русского искусства. А также я написала статью для каталога, который выйдет в Гуггенхайме.
═
– О чем?
═
– О том, как соотносится официальное и неофициальное искусство в советском искусстве второй половины ХХ века. Вообще это очень большой толстый каталог.
═
– Если этот каталог перевести на русский, какие-то откровения будут в нем обнаружены? Скажут ли, что опять иностранцам показывают «не ту» Россию?
═
– Недовольные есть всегда. Но меня занимает вопрос, возможно ли провести такую выставку в России. Не потому, что она слишком провокативная или слишком сложная. Это же просто открытки, русскому зрителю эта выставка, я думаю, покажется очень банальной. Хотя мне трудно говорить, я еще только собираюсь в Нью-Йорк. Но мне было бы интересно сделать выставку на тему русскости, про то, как русское искусство само хотело бы себя инсценировать, выставить как русское.
═
– То есть получается, что от Третьяковки, например, в Нью-Йорк поехали те картины, которые в Москве можно увидеть на коробках конфет «Красный Октябрь»?
═
– Да, те, которые висят в постоянной экспозиции.
═
– Как вы думаете, образ России, например, для Германии отличается от американского образа?
═
– Конечно, он совершенно другой. В Германии нас хорошо знают. Немецкий обыватель гораздо более образован, чем американский. В Америке люди не очень сильно интересуются тем, что происходит за пределами Соединенных Штатов.
═
– Но вряд ли кто-то поедет из Луизианы в Нью-Йорк, чтобы сходить на нашу выставку...
═
– Специально не поедет. Но очень многие люди ездят в Нью-Йорк по своим делам. Конечно, они зайдут на эту выставку.
═
– Каков, по-вашему, должен быть итог такой выставки?
═
– Не надо строить иллюзий: целью таких выставок, конечно, являются политические итоги. Другое дело, что художники тоже могут извлечь свои выгоды на этом пути, но инициатива в такого рода проектах, как в «Москва–Берлин» и «Россия!», разумеется, принадлежит политическим кругам.
═
– А что, есть какая-то борьба, чтобы войти в экспозицию?
═
– Конечно. Насколько я слышала, происходят всякие звонки, причем на самом высоком уровне. Особенно, конечно, это касается русских художников, живущих в Америке. Это очень заинтересованная категория лиц. Я знаю, там происходят всякие серьезные воздействия.