Все ради любви, и все о ней. Ради нее же Одиннадцатый международный кинофестиваль «Лики любви» перебрался к морю. Осваивать курортное пространство и заодно смотреть кино вдали от неприветливой осенней Москвы съехались: председатель международного жюри, британский режиссер польского происхождения Павел Павликовски, накануне представивший российской публике свой последний фильм «Мое лето любви», признанный лучшей британской картиной 2004 года; продюсер Таня Сегатчан, открывшая миру Гарри Поттера; кинокритик Питер Хеймс; президент фестиваля Катрин Денев и еще много русских, привыкших к околофестивальным торжествам на берегу моря. Подытожив искусствоведческие споры членов международного жюри о том, какой же должна быть самая лучшая и самая современная киноистория о любви, президент компании «КиноМарк» Марк Рудинштейн сказал: «Если через девять месяцев после фестиваля родятся новые дети – он удался». Именно в расчете на будущий демографический бум сочинским полуночникам в рамках фестиваля показывали программу «В городе Сочи темные ночи» – «Нарушая запреты» Тинто Брасса, «9 песен» Майкла Уинтерботтома, «Интим» Патриса Шеро, «Секс – это комедия» Катрин Брейя, коллекцию эротических роликов Европейского фестиваля рекламы «Эпика» и прочее.
Любовь к родине в Сочи иллюстрировали спецпоказом «Не хлебом единым» Станислава Говорухина. Впрочем, в конкурсной программе вполне добротная, однако не берущая за душу экранизация одноименного романа Владимира Дудинцева, свидетельствующая скорее о возрождении старого жанра производственной драмы, чем о новых художественных откровениях, не участвовала. Все отечественное на фестивале шло отдельно, под рубрикой «И в России чувствовать умеют». Кстати, так себе формулировка – будто про заведомую второсортность или про «догнать и перегнать». А жаль, неплохо бы смотрелся в общем конкурсе, например, фильм Николая Досталя «Коля-перекати-поле», недавно победивший в Выборге, ужасно смешной и немного грустный фильм про то, что в России не умеют жить, а чувствовать – это да, это всегда пожалуйста. Так и чуткий Коля, главный герой культовой картины пятнадцатилетней давности «Облако-рай», вернувшись к родным пенатам, обнаруживает вдруг сына, которому «уже за десять», считающего своим отцом другого человека. Впрочем, на «Ликах любви» возвращение блудного Коли таки отметили призом зрительских симпатий.
Что же касается европейской программы, то ее вполне можно было бы тоже озаглавить. Скажем, «Любовь и глобализм», «Между Европой и Азией» или «Еще раз о трудностях перевода». Судите сами – лучшим фильмом была признана картина датского режиссера Хенрика Рубена Генца «Китаец». Одинокий европеец, только что брошенный женой, вдруг решившей расторгнуть двадцатипятилетний брак, за восемь тысяч долларов женится на китаянке, которой необходимо получить визу. То, что это про настоящую любовь, мы узнаем не сразу. «Китайская дама из Китая» не сказала своему мужу ни слова, но буквально за несколько дней успела приучить его к теплу настоящего семейного очага, который вырос в квартире датчанина стараниями шумных родственничков невесты. Она вдруг скоропостижно умирает на его руках, а он уже не знает, как без нее жить.
Лучшим романтическим дуэтом, по мнению жюри, стали Тони Колетт и Готаро Цунасима («Японская история», режиссер Сью Брукс, Австралия). Здесь мужчина и женщина как бы меняются ролями, теперь он – Восток, она – Запад. На месте флегматичного датского сантехника из «Китайца» (Бьарне Хенриксен), кстати, названного лучшей мужской ролью, – уверенная в себе австралийская карьеристка-геолог, вынужденная сопровождать в странном путешествии – экскурсии в австралийскую пустыню японского бизнесмена. Прежде чем нелепо погибнуть, японец научил героиню, может, и не любить, но совсем по-новому чувствовать. Героиня хорватского фильма «Прости за кун фу» (режиссер Огнен Свилич) во время войны в Югославии жила на чужбине. Вернувшись к родителям, Миряна собирается родить без мужа. Родители спешно подыскивают хорошего парня, готового растить их незаконного внука, и все бы хорошо, только новорожденный оказывается китайцем.
А единственным фильмом, купленным за время фестиваля для российского проката, стал корейский «Зеленый стул» Пака Чол-Су про запретную любовь взрослой женщины и студента. Он, правда, не получил призов, но еще до начала конкурса был назван самым эротичным.
Сочи–Москва