Ректор Московской консерватории Тигран Алиханов уверен, что консерватория никогда не погибнет.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
-Тигран Абрамович, одна из самых главных проблем консерватории – ремонт учебных корпусов и Большого зала. По какому плану вы собираетесь работать в этом направлении?
═
– Последние три месяца консерватория представляет собой одну большую стройплощадку. У нас теперь два памятника во дворе: памятник Чайковскому и┘ бетономешалка, которая работает круглые сутки. Сейчас идет процесс укрепления фундамента, куда заливают цемент и закладывают арматурные сваи. И пока фундамент под всеми корпусами не будет укреплен, о дальнейшем ремонте не может быть и речи. Когда люди, совершенно неграмотные в вопросах строительства, смотрят на облупившуюся штукатурку на фасаде и возмущаются увиденным, сложно объяснить каждому, что ее специально отбивают в тех местах, где есть опасность, что она упадет кому-нибудь на голову. В Большом зале главная проблема связана с амфитеатром. Сейчас установлены аппараты, которые осуществляют мониторинг состояния конструкций. В настоящий момент, в связи с установкой вентиляционного оборудования, дерево стало высушиваться, и мы должны за этим процессом очень внимательно следить, чтобы не допустить деформации перекрытий. Одним словом, все, что мы можем, мы делаем: осваиваем деньги, которые нам выделило на ремонт государство. Я уже предупредил, что мы будем просить дополнительного финансирования, но будет ли оно в будущем году – это вопрос.
═
– В вашей предвыборной программе вы заявили об особом внимании к проблемам студентов. В частности, вы говорили о необходимости налаживания их концертной жизни. Что удалось сделать в этом отношении?
═
– Я думаю о том, чтобы создать концертную службу в консерватории, и мы уже начали это делать. Мы планируем, что сами студенты будут играть не последнюю роль в этой структуре. Кстати говоря, у них уже многие вещи наработаны – ведь весной, когда мы проводили фестиваль к 60-летию Победы, именно студенты взяли на себя большую часть творческой и организационной работы. Вы знаете, что весь предстоящий учебный год и половину следующего года консерватория будет отмечать юбилей, и в этой связи я лично очень рассчитываю на творческие инициативы наших студентов. Буквально на днях мы решили проблему одного из наших очень ярких студентов, который, будучи солистом филармонии, оказался в этом сезоне без концерта. Мы тут же нашли возможность предоставить ему зал для выступления от консерватории. Естественно, концертная работа не будет замыкаться только на воспитанниках консерватории: цель заключается в том, чтобы поднять концертную жизнь всех залов на новый уровень.
═
– Проблемы студенческой жизни, однако, не замыкаются только на концертной работе. У тех, кто живет в общежитии, есть реальные трудности с занятиями в репетиториях, не говоря уже о том, в каком состоянии находится само здание общежития.
═
– Я приезжал в общежитие, обошел его от подвалов до крыши. Честно сказать, это произвело на меня удручающее впечатление: здание находится в ужасном состоянии, хотя есть какие-то отсеки более пристойные. Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы привести его в надлежащее состояние. Что касается репетиториев, то это – страшная картина. Много лет назад в консерватории был ремонт, в связи с чем многие педагоги занимались со студентами в других помещениях, в том числе и в репетиториях. Я сам тогда, будучи молодым педагогом, ездил на уроки в общежитие. Должен сказать, что в тот момент рояли были плохие, но то, что я увидел сейчас, не выдерживает никакой критики. Конечно, эта проблема не может быть решена без финансирования. Нам, правда, помогают. Одна из фирм приняла участие в проекте по реставрации наших роялей. Настройщики и мастера известных рояльных фирм регулярно приезжают к нам, заменяют механику. На сегодняшний день отреставрирован большой список роялей, которые стоят в основном учебном корпусе. Ряд фирм подарил нам рояли, которые стоят сейчас на сценах Рахманиновского и Большого зала. Если у нас будет возможность приобретать инструменты, то уж будьте уверены: я как пианист это дело постараюсь не пропустить. Мы не намерены выкидывать рояли на помойку – мы будем их реставрировать. И от наших мастеров-настройщиков я требую, чтобы они делали все возможное для приведения инструментов в максимально рабочее состояние. Я знаю, какие инструменты где стоят, и мне не нужно объяснять, какие в этом отношении существуют проблемы, потому что во всех этих классах я занимался сам. Кстати, мы отремонтировали артистическую Рахманиновского зала. Это связано с очень важной для нас вещью – с инициативой Юрия Михайловича Лужкова, который подарил нам к открытию учебного года часть корпуса, который примыкает к Рахманиновскому залу. И для нашей библиотеки это огромное подспорье, потому как туда переедет отдел хранения – редчайшие ноты, книги, рукописи, которые до сих пор лежали в подвале Большого зала и постоянно существовала опасность этот архив потерять: прорвет трубы – и все редкости погибнут.
═
– Сейчас многие все еще продолжают сетовать на то, что исполнительский уровень студентов консерватории значительно упал. Как вы оцениваете реальную картину сегодняшнего дня? И не собираетесь ли вы сокращать набор в будущем?
═
– Говорить о том, что сегодня консерватория не та – бессмысленно. Сегодня все – не то, и институт Курчатова не тот. И тут есть одна опасность: знаете почему? Потому что все физики – там, они уехали. И если наши власти нас прижмут и раздавят, консерватория не погибнет – она вылезет на свет где-нибудь в Австралии. Я сейчас был на конкурсе в Америке, который проводился по двум возрастным категориям – взрослой и детской. В обеих победили пианисты, педагогами которых являются воспитанники Московской консерватории. Увы, эти музыканты живут там. Если же говорить о наших студентах, то только за три летние месяца семь человек победили на международных конкурсах. Сегодня ситуация начинает меняться. Президент совершенно прав, что дал консерватории грант, который обеспечивает достойную заработную плату профессорско-преподавательскому составу: люди перестали уезжать и – более того – стали возвращаться. И не один человек. А сокращать набор студентов мы не планируем: в этом году мы приняли в консерваторию 195 человек – это музыканты, которые будут обучаться как бесплатно, так и на платных отделениях.