Один из 'Китов' – проект 'Август'. Два римских императора смотрят друг на друга.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Если Энди Уорхол воспевал покорившую весь мир индустриальную продукцию, то русские художники, когда-то мыслившие глобально, сегодня используют народные промыслы и боятся дизайна.
Международный художник Андрей Пролетцкий на их фоне смотрится белой вороной, точнее, яркой, дорогой, экзотической птицей. В галерее Крокина Пролетцкий представил арт-проект... сейсмоустойчивых домов.
Когда художник переходит грань другой профессии, становится поваром или режиссером, он использует кулинарию или кино, как раньше – холсты, краски и фотографии. Пролетцкий – художник, входящий в роль архитектора и использующий архитектуру как метод новейшего искусства. Для него не важна картина, ему интересна архитектура как тенденция пересечения разных направлений в искусстве. «Архитектор есть мастер над всеми, он руководит всеми работами», – цитирует он Платона. Как в свое время Трезини для Петербурга, Пролетцкий создает модуль для современной архитектуры в России. Не он первый художник, который занялся архитектурой, их человек пять в мире: Абсалон делает изящные белые скульптуры, Джулиан Опи фотографирует живую улицу. Пролетцкий придумывает архитектуру на плоскости. В отличие от других он действительно переходит грань параллельной профессии и хочет, чтобы дом был построен, хочет влиять на культурную политику. Возможно, его проект не слишком функционален, но это идея, течение новейшего искусства. Создавая макет руками, гуашью или маслом, Пролетцкий стремится к холодной отстраненности, к технологизму, думая о большой работе как о конечном результате, – наносит краску, делает слайды и печатает большой, метр на полтора, оригинал в редкой технике ilfochrome. Он не собирается его тиражировать – оригинал не должен превышать шести экземпляров.
42-летний Пролетцкий вернулся в Россию после 12 лет работы в Швейцарии и Нью-Йорке. Выходец из Красноярска, научивший абстракции учителя, легендарного Поздеева, он очень рано сформировался как современный художник. Юношеские рисунки с проектами городов были достойны Леонардо, яркое Neo Geo – Джеффа Кунса, строгая европейская геометрия – Мондриана. Художник, увлеченный современным дизайном и архитектурой, развивался на Западе. Если он и берет элементы конструктивизма, то использует их интернационально. Его предыдущий проект, черно-белый философский диптих «Операционный стол на военном корабле» был более отстраненным. В Нью-Йорке, в Челси, Андрей нашел военный журнал с фотографией операционного стола на военном корабле. Неравнодушный к хорошему дизайну художник и использовал минималистичный стол из нержавеющей стали в своей идее. Матрос умирает на этом столе, а его душа, выходя из тела, летит и видит под собой город Нью-Йорк, символ современной цивилизации. Критики, следующие московской моде, Пролетцкого не приняли, обвинив в формализме и декоративности. Зачем вернулся? Зачем переехал в Петербург, где три галереи и никто ничего не покупает? Отвечает: «Просвещать власти». Хочет быть главным архитектором Петербурга, профессором МАРХИ или диктатором России. Но сегодня 90% успеха художника – его успех в тусовке. Пролетцкий не тусуется, резонно полагая, что эмиссары «Стеделяйк» или «Помпиду» должны объявиться сами. Пока что Александр Боровский предложил выставку в Русском музее.