По мнению главных балетмейстеров и художественных руководителей балетных коллективов России, уровень и масштаб их трудностей уже зашкаливает и требует немедленных решений. С этой целью в стране создается Гильдия деятелей хореографии, призванная отстаивать их права перед государством. Учитывая, что в России более 80 музыкальных театров, включая оперетту и театры музкомедии, дел новой организации явно хватит.
Что, собственно, хотят деятели хореографии? Прежде всего утоления своей тоски по централизованному управлению культурой. Мышление российских граждан любой профессии традиционно обращено «наверх» (власть обязана помогать!). И корень зла видится «в отношении правительства к балету». Короче говоря, плохо, что власти нет до балета никакого дела. А зачем ей это? Повышать престиж страны за счет «лучшего в мире балета», как было раньше, власть не собирается. Идеологических задач в виде насаждения «народного» или «реалистического» искусства (а в хореографии – классического танца как обязаловки) балету тоже не ставят. Но это и значит, что никакого особого покровительства балетному театру не может быть. «Просто так» культуру у нас кормят только по остаточному принципу.
Немолодые, как правило, деятели российских балетных театров, кто сознательно, кто бессознательно, ностальгируют по советскому времени, когда, по их мнению, «балету жилось совсем неплохо». Сегодняшняя ситуация, при которой свобода есть, а денег нет, деятелей не устраивает. Такое положение вещей они любят меньше, чем обстоятельства, при которых нет свободы, но есть гарантированные деньги. Худруки по-прежнему считают, что «балет – государственное дело» и «визитная карточка региона» и, значит, непременно должна быть «правительственная программа по развитию балета» в России. А если наверху этого не понимают – надо написать «открытое письмо президенту, правительству и Госдуме». Так было заявлено на недавней конференции главных балетмейстеров и глав балетных коллективов России.
Учитывая отношение государства к культуре и к ее финансированию, такие предложения на сегодняшний день – чистая утопия. Даже на масштабную реконструкцию Большого театра (вот уж действительно визитка России!) денег, как выясняется, нет. Да что говорить, если в последнее время балетным труппам стали в массовом порядке отказывать в отсрочке от армии! Нашли, понимаешь, резерв не охваченных призывом «балалаечников». Но не могут все балетные призывники служить в армейских ансамблях песни и пляски – мест не хватит. Так что грядет абсурд, в том числе и экономический: массовая потеря профпригодности тех самых артистов, которых государство бесплатно обучало десять лет.
Все это происходит потому, что талант в России не считается реальным национальным достоянием. Это в Америке издали закон, по которому преимущество на «грин-карту» имеют иностранцы, проявившие себя в искусстве. А у нас только практики да специалисты по театральной организации понимают: разбазаривать артистический потенциал – «все равно что распродавать картины Эрмитажа». Кстати, представителей артистов на конференции худруков не было, хотя они тоже деятели хореографии и всего по стране их 16 тысяч. Главы трупп кровно заинтересованы в том, чтобы у артистов прав в театре было как можно меньше, а обязанностей – как можно больше. Артисты, как нетрудно догадаться, мыслят с точностью наоборот. И неясно, как смогут ужиться в одной гильдии столь разные интересы.
Но все равно апокалиптические настроения среди деятелей хореографии несколько преувеличены. Специалисты по организации театрального дела говорят: и после реформы «не будет таких театров, которые получат столько свободы, что будут свободны даже от госфинансирования». Осенью должны принять закон о культуре. В конце октября в Госдуме запланированы слушания по теме «Государственная защита артистов балета». Представители театров обсудят свои проблемы с парламентариями, а те, в свою очередь, могут (если захотят) разработать новые законы или поправки к старым. А новая гильдия в качестве главной стратегической задачи должна начать борьбу за официальное признание русского балета в ЮНЕСКО – как нематериального культурного наследия мирового значения. Тогда российское государство, как член этой организации, будет обязано принять пакет законов об охране.